Стандарт образования и технология работы по окружающему миру в 1 классе


Стандарт образования и технология работы по окружающему миру в 1 классе Современная парадигма образования:Деятельностный подход в образовательном процессе Цель образования в настоящее время -развитие учащихся на основе универсальных способов деятельности Современный процесс учения -Это не только усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта Ориентация стандартов второго поколения Предусматривают задание ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты общероссийской, региональной и муниципальной систем образования, а также индивидуальных достижений учащихся по освоению основных общегосударственных программ. Фундаментальное ядро образованияЭлементы научного знания: теории, идеи, понятия, факты, методы отдельных отраслей знания и культурыУниверсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), на формирование которых направлен образовательный процесс. Идея выделения фундаментального ядра Исходит из тезиса о необходимости разделения проблем определения обобщённых требований к результатам образования и конкретного содержания школьных предметов. Оно определяет содержание учебных программ и организацию образовательной деятельности по отдельным учебным предметам. Требования к результатам освоения образовательных программПредметные результаты образовательной деятельности – усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках окружающего мира – знаний , умений, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.Метапредметные результаты – усвоение учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты - система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Универсальные учебные действияЛичностные УУД:Внутренняя позиция школьникаМотивация учебной деятельности Ориентация на моральные нормы и их выполнениеРегулятивные УУД:Овладение типами учебных действийПланирование и реализация целей и задачКонтроль и оценка своих действийКоррективы своей деятельности Познавательные УУД:Использование знаково-символических средствОвладение действиями моделированияИспользование логических действий и операций при решении задачКоммуникативные УУД:Учитывание позиций собеседникаОрганизация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстникамиАдекватная передача информации и отображение содержания в речи Основные результаты начального общего образования Формирование универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школеВоспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Требования к результатам освоения программы по курсу « Окружающий мир»Осознание целостности окружающего мираФормирование основ экологической культурыРазвитие навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем миреОсвоение доступных методов изучения природы и обществаПонимание особой роли России в мировой истории, воспитания чувства гордости за национальные свершения, открытия, победыФормирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни Результаты изучения курса «Окружающий мир»Личностные результаты:Осознание себя жителем планеты Земля, чувства ответственности за сохранение ее природыОсознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувства любви к своей страны, к ее природы, ее истории, культуре, в желании участвовать в делах и событиях соременной российской жизниОсознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей и религий РоссииУважение к культуре и истории всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностейУстановка на безопасный здоровый образ жизни, умении оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду Метапредметные результатыСпособность регулировать собственную деятельность, включая учебную, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человекаУмения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задачОсвоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстникамиСпособность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира Предметные результаты:Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительностиСформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религийВладение базовым понятийным аппаратом Умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества Предметные результаты:Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума Овладение основами экологической культурыПонимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизниПонимание места своей семьи в прошлом и настоящем, своего края, в истории и культуре РоссииПонимание особой роли России в мировой истории и культуре, знания примеров национальных свершений, открытий и побед Предмет итоговой оценки учащихся - Способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно – практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, соответствующих содержанию учебного предмета, в том числе, на основе метапредметных действий. Результаты индивидуальной итоговой аттестацииСпособность к решению учебно-практических задач на основании:Системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системахУмений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельностиКоммуникати вных и информационных умений Результаты, не подлежащие итоговой аттестации выпускниковЦенностные ориентации учащихся, которые отражают их индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения)Характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм)Индивидуальные характеристики личности Итог обучения:- Базовый уровень- Повышенный уровень«Выпускник научится»«Выпускник получит возможность научиться» Образовательные области стандарта второго поколения в начальной школеФилологияМатематикаПрирода, человек, обществоИскусство и культураЗдоровьеТехнологии Современные УМК по курсу «Окружающий мир» в начальной школе«Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.В.Виноградова)Развивающая система образования Л.В. Занкова(научный руководитель - Н.В.Нечаева. Авторы УМК: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (научный руководитель- Д.Б.Эльконин. Авторы УМК: Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварёва) Современные УМК нач. школы (продолж.)«Гармония» (научный руководитель-Н.Б.Истомина. Авторы УМК:О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин)«Школа 2100» (научный руководитель- Л.Г.Петерсон. УМК «Мир и человек» под руков. А.А.Вахрушева)«Школа России»; «Перспектива» под рук. А.А.Плешакова«Классическая начальная школа» (УМК «Окружающий мир» под рук.Клепининой З.А.) Современные УМК нач. школы (продолж.)«Перспективная начальная школа» (научный руководитель- Р.Г.Чуракова)«Планета знаний» (научный руководитель –И.А.Петрова. Авторы УМК: И.В.Потапов, Г.Г.Ивченкова, Саплина Е.) Основная цель курса «Окружающий мир» - Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом, природой. Модули курса «Окружающий мир»: «Человек и природа»«Человек и общество»«Правила безопасной жизни» Ведущие современные направления в преподавании курса «Окружающий мир»Становление целостного взгляда на окружающий мир у младших школьниковФормирование основ экологической культуры у младших школьников Современные принципы преподавания курса «Окружающий мир»Принцип интеграции предполагает объединение и трансформацию сведений из разных наук. Принцип научности. Научность—это преобладание на уроке теоретических (научных) знаний над информационными (фактологическими) и эмпирическими. Виды научных знаний: установление причинно-следственных связей; работа с понятиями, терминами; изучение закономерностей, законов, гипотез. Принцип практической направленности реализуется, прежде всего в том, что содержание курса отбирается с учётом преимущественного усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности - наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике.   Принципы окружающего мира (продолж.)Регионально-краеведческий принцип Сущность его заключается в том, что в начальной школе ребёнок должен изучать окружающую его природную и социальную среду, что способствует более прочному усвоению знаний. Принцип экологической направленности обучения определяется требованиями времени, т.к. проблемы экологии носят глобальный характер. Принцип наглядности предполагает широкое использование различных средств обучения в образовательном процессе. Принципы окружающего мира (продолж.)Принцип доступности. Его суть - разумное сочетание научности и доступности изучаемого материала. Принцип связи с жизнью. Принцип генерализации знаний. Реализация его требует решение проблемы преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования. Проблемы современного урока окружающего мира Реализация принципов научности, регионально-краеведческого, экологического, связи с жизнью, сезонности.Проблема развития личности учащихся (организация самостоятельной познавательной деятельности детей, развитие УУД и предметных действий ) Реализация воспитательного потенциала урока и, в частности, мировоззренческой идеи, экологической культуры. Проблема практической направленности обучения.   Особо ценные черты урока окружающего мира * Реализация принципа научности * Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке * Использование творческих методов обучения (частично - поисковый, проблемный, исследовательский) * Использование различных источников знаний Метапредметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классеУмение регулировать собственную деятельность, в том числе и учебнуюУмение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задачОсвоение правил и норм взаимодействия со сверстниками, взрослыми Предметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Усвоение первоначальных сведений о природном разнообразии, сущности и особенностях растительного и животного мира, сезонных явлений в природе, о понимании семьи в истории и культуре РоссииУмения наблюдать и фиксировать природные компонентыУстанавливать причинно-следственные связи между температурой и сезонными изменениями в жизни растений, животных, трудовой деятельности человекаФормировать этические нормы и правила поведения детей в природеУсвоить государственную символику и достопримечательности России Технологические особенности формирования ведущих УУД на примере становления целостного взгляда на окружающий мирВиды взаимосвязей в окружающем мире:Неживая природа неживая природаНеживая природа живая природаЖивая природа живая природаПрирода человекЧеловекОрганы Системы «Сезонные явления в окружающем мире» t сезонные изменения в состоянии водоемов, почв t сезонные изменения в жизни растений t сезонные изменения в жизни растений t  трудовая деятельность человека по сезонам Спасибо за внимание!