Мастер — класс по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира


Мастер-класс по технологии развития критического мышления через чтение и письмона уроках окружающего мираАвтор: РодионоваТ. Н.учитель начальных классовМБОУ Шпикуловской СОШ Жердевского районаЗнание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.Л. Н. Толстой Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Цель: Создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы по базовой модели технологии развития критического мышления.Задачи: Познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности; Показать возможности технологии в осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей обучающихся;Содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании обучающихся. 

Критическое мышление как образовательная технологияСпецифика образовательной технологии развития критического мышления: Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким в каждой учебной ситуации: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. АктуальностьЦель технологии критического мышления:Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умения принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явленийФормирование интеллектуальных качеств личностиКонструирование собственного образовательного маршрута В основе технологии РКМлежит трехфазная структура урока:3. Рефлексия2. Реализация (осмысление)1. Вызов

Технология развития критического мышленияВЫЗОВВызвать имеющиеся знания;Мотивировать обучающихся;Повысить активность.КластерКорзина идейТаблица ЗХУВерные и неверные утвержденияОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯПолучение новых знаний;Осмысление новых знаний;Соотношение с тем, что знали.Маркировочная таблица ВзаимоопросДвойной дневникОбобщение;Присвоение знаний;Формирование собственного отношения.СинквейнЭссеДискуссия

Приём  «Верные и неверные утверждения» … ветер может разрушить горы?… опавшие осенью листья вредят почве?… 1см почвы образуется за 300 лет?… норы животных, живущих в почве, разрушают её?… растения участвуют в образовании почвы?… почва – наша кормилица?{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}123456-+-+++Использование приёмов развития критического мышления на уроках окружающего мираВЫЗОВ
фактыименавопросыпредположенияпонятияНа доске рисунок корзины. В нее будем условно собирать все, что знаем по теме. Приём «Корзина идей» туманинейдождьпарросаснегоблакаВОДАПриём «Корзина идей» темаКластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятияПриём «Кластер» (гроздья) ГРИБЫЧем отличаются от растений?Чем полезны?Какие бывают грибы?Как грибы собирают?Как размножаются?Приём «Кластер»


{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗнаюХочу узнатьУзналРаботаю в паре: что я знаю о (по) теме урока?Ставлю целиЧто я знал, а что узнал?Таблица «З-Х-У» Тема: «Звери –млекопитающие». Знаю Хочу узнать Узнал Есть звери дикие и домашние; о домашних заботятся люди; дикие сами добывают пищу; звери кормят детей молоком; Почему зверей назвали млекопитающими? Как дышат звери? Где живут млекопитающие??Таблица «З-Х-У» «V» - я это знал« – » - я думал иначе«+» - новое для меня«?» - хочу узнать большеПриём «Двойной дневник»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что понравилось, запомнилосьКомментарииПриём «Инсерт» ОСМЫСЛЕНИЕ {16D9F66E-5EB9-4882-86FB-DCBF35E3C3E4}НазваниеОсновные свойстваИспользованиеВодаПрозрачна, бесцветна, без запаха, безвкусна, текуча, не имеет формы, является испарителемПриготовление пищи, лекарств, конфет, перевозка пассажиров и т.д.ГлинаОчень мельчайшие частички, скреплённые между собой.Кирпич, посудаТема «Вещества»Приём «Сводная таблица»РЕФЛЕКСИЯ Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн Правила написания синквейна1 строка-1 существительное (тема)2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)4 строка- это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). 5 строка- это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.   МоскваКрасивая, достойная.Строится, хорошеет, живёт. Я люблю этот город.Столица
Мороз Сильный, трескучий Замораживает, рисует, радует Боюсь трескучего сильного мороза Арктика fill.onfill.onfill.onfill.onfill.on Цветок Красивый, ароматный Растет, благоухает, красуется Цветы - самое прекрасное на свете Красотаfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrrfill.onrrrrr Практическая частьПриём «Сводная таблица» Приём «Кластер» Приём «Инсерт»Приём «Синквейн»Работа с некоторыми приёмами ТРКМ Бамбук Раффлезия Практическая частьПриём «Сводная таблица» Приём «Кластер» Приём «Инсерт»Приём «Синквейн»Работа с некоторыми приёмами ТРКМ ПРИЁМ «ПЕРЕКРЁСТНАЯ ДИСКУССИЯ»-ДА, Я ГОТОВ, ПОТОМУ ЧТО…-НЕТ, Я НЕ ГОТОВ, ПОТОМУ ЧТО… ВЫВОДЫТехнология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения.Обучающиеся учатся не только работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, но и вырабатывать собственное мнение, выражать себя ясно и уверенно, результативно взаимодействовать в группе/команде и самостоятельно переносить полученные знания и умения для решения новой задачи, проблемы, поиска инновационных решений.Технология критического мышления – это технология организации учебного процесса, которая применима к любой программе и к любому предмету. Методические и информационные ресурсыДэвид Клустер, США. Что такое критическое мышление? N 29/2002 еженедельника "Русский язык" издательского дома "Первое сентября". http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htmИгорь Загашев «Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма». Курсы повышения квалификации педагогический университет «Первое сентября» http://lib.1september.ru/2004/17/15.htmСубач Н.Ю., Хилько Е.С., Шкрабина В.А. Макарова Т.Н.., Лосик А.Н. Мастер-класс «Особенности моделирования и проведения занятия по технологии развития навыков критического мышления через чтение и письмо. Материалы научно-практической конференции «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие развития интеллектуальной, духовной, физической культуры учащихся» Несвиж, 2009. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.