Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования


Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования Практико – значимый проектРазработка типового урока образовательно-обучающей направленности Лунчев Артём ЮрьевичУчитель физической культурыЛицей г.Протвино АктуальностьПреподавание уроков физической культуры в начальной школе строится исходя из требований современного Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования (НОО).На основе ФГОС разработаны примерные программы по физической культуре, основными из которых являются программы: «Физическая культура» [А.П. Матвеев, 2012]; «Комплексная программа физического воспитания» [В.И. Лях, 2013] Цель проекта:разработать методическое содержание типового урока физической культуры образовательно – обучающей направленности Задачи:1) изучить и осуществить анализ литературных источников по проблемному вопросу;2) определить компоненты методического содержания типового урока физической культуры образовательно – обучающей направленности;3) разработать методическое содержание типового урока физической культуры образовательно – обучающей направленности: планирование процесса физического воспитания на определённый отрезок времени, типовую технологическую карту урока изучение и анализ литературных источников;педагогическое наблюдение;моделирование; Методы исследования: Предлагаемый проект может быть использован в качестве методической составляющей в целостной структуре проведения уроков физической культуры  Практическая значимость проекта Современные представления о методике преподавания уроков физической культуры в начальных классахСовременные ФГОС общего образования подразделяет уроки физической культуры на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью; уроки с образовательно-обучающей направленностью; уроки с образовательно-тренировочной направленностью. Таким образом, разработка методики проведения уроков физической культуры исходя из их направленности, является актуальной.Логика проведения уроков образовательно – обучающей направленности определяется ведущей задачей обучения двигательным действиям. Планирование и проведение таких уроков определяются логикой поэтапного обучения двигательным умениям и навыкам: начальное разучивание, углублённое разучивание, закрепление и совершенствование двигательного действия. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Требования ФГОС к результатам обучения. Уроки физической культуры подразделяются на три типа:- уроки с образовательно-познавательной направленностью, -уроки с образовательно-обучающей направленностью -уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи). Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя. Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. Образовательные ВоспитательныеОздоровительные. Постановка задач на уроках физической культуры: Образовательные: Предусматривают формирование у учащихся двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; получение знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные: Направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные: Охрана жизни и укрепление здоровья учащихся, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. организация урока;физическая нагрузка учащегося;общая и моторная плотность урока;обучение двигательному действию;домашнее задание. Компоненты урока: Типовая структура урока.Вводная часть - 5-10минут Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с дополнительными движениями рук, ног, туловища, бег, прыжки, общеразвивающие и танцевальные упражнения, игры. Основная часть – 25-30минут Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.Содержание: ОРУ без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелезание, висы, акробатические упражнения, равновесие, игры с большой подвижностью и др.В основную часть урока может быть включён любой материал из программы данного класса. Заключительная часть – 3-5минут Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмические и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спокойные игры, заключительное слово учителя, задание на дом. Урок физической культуры – это педагогический, целенаправленный учебный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основой которого является двигательное действие. Современные представления о проблеме охраны и укрепления здоровья школьников В результате выявленных проблемных вопросов, сформулирован основополагающий вопрос: методическое содержание проведения уроков физической культуры в соответствии с требованиями современных ФГОС и примерных программ.   Учебные задания Применяемые средства и методы Организационно – методические особенности Урок №2 Направленность урока: образовательно – обучающий Организация занимающихся - фронтальнаяТема: Начальное разучивание техники прыжка.  Задачи: 1. Освоить двигательное действие в общих чертах. 2. Воспитание физических качеств по средствам игры «Вышибала»   Методическая разработкаТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Подготовительная часть урока – 15 мин. Начальная организация  Построение   Организация обучающихся на уроках;Умение проявлять внимательность и дисциплинированность  Строевые упражнения      Четкость движений  Актуализация знаний об предмете физическая культура и значение роли разминки     Формирование представления о физической культуре как о средстве укрепления здоровья Проведение разминкиОбщая разминка  Ходьба и ее разновидности    ОРУ в движении; выпады;прыжок «лягушкой».Соблюдение ритма движений.Выполняем по рассказу и показу. Имитация отталкивания с выносом рук вверх. Раскачивание корпуса на носках с выпрыгиванием вперед.  Бег и его разновидности     Специальная разминка   «Старт пловца»  Фиксировать «Старт пловца»  Выпрыгивать вперед прижимая колени к груди с выносом рук вперед 6-8 раз.  Основная часть урока 25 мин.  Начальное разучивание техники Создать положительную учебную мотивацию    Сравнить технику «Лягушки».Показать в боковой плоскости. Задать выполнение по представлению.  Осуществить показ упражнения     Осуществить показ упражнения в боковой плоскости  Рассказ о технике упражнения, выделение ООТ     Исходное положение: Встать в прыжок пловца с силой выпрыгнуть с выносом рук и ног вперед и приземлиться на согнутых коленях.  Воспитание физических качеств  Подвижная игра «Вышибала»    Напомнить правила игры и техники безопасности. Добиться повышенной интенсивности двигательных действий, повысить эмоциональный фон. Контроль за соблюдением правил игры. Заключительная часть урока – 5 мин. Заключительная организация Легкий бег с переходом на ходьбу, дыхательные упражнения. Умение  применять полученные знания при выполнении физических упражнений,Формирование самооценки установка на восстановление организма. Домашнее задание: Выполнить комплекс упражнений со своими родителями. быстрое построение учащихся;наличие у них требуемой спортивной формы;четкая и доходчивая для школьников форма постановки задач урока;минимальная потеря времени на установку оборудования и высокая общая плотность занятия;организованный переход от одной части урока к последующей;хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебных заданий.  Оценка организации урока: Выводы и предложения 1. Требования ФГОС НОО включает в себя требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.2. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. 3.Характер воздействия содержания уроков физической культуры образовательно-обучающей направленности показывает улучшение, характеризующую на формирование разносторонней физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы». Издательство «Просвещение»http://www.libsid.ru/teoriya-i-metodika-obucheniya-fizicheskoy-kulture/didakticheskie-printsipi-predmeta-fizicheskaya-kultura--urok-v-didakticheskoy-sisteme-predmeta-fizicheskaya-kultura/trebovaniya-k-uroku-fizicheskoy-kulturi-v-shkolehttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/tekhnologicheskaya-karta-uroka-fizicheskoy-kulturyhttp://zakazat.by/bgufk/vitebskij-gosudarstvennyj-universitet-im-p-m-masherova/fakultet-fizicheskoj-kultury-i-sporta/385-lektsii-planirovanie-uchebno-vospitatelnoj-raboty-po-fizicheskoj-kulture-v-shkole.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/planirovanie-urokov-fizicheskoy-kultury-1-4-klassy http://fizkultura-na5.ru/Настольная книга учителя физкультуры. Погадаев Г.И. Список литературы и использованные информационные ресурсы: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!