Презентация по физике Тема урока: «Решение качественных задач»


Тема урока:«Решение качественных задач» АвторИсмаиловой Алисе СафединовныУчитель высшей категорииМуниципальное образовательное учереждение «Азовская школа-гимназия» Эпиграф Ум заключается не только в знании но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель Цель: выявлять склонности учащихся к изучению физики, развивать их интересы к науке, развивать познавательные способности учащихся – это значить формировать у них мотивы учения.Воспитательные цели: воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать ответственное отношение к своим обязанностям поддерживать любознательность, сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Развивающие цели: развивать у учащихся потребность к самообразованию.Развивать внимание и логическое мышление при решении задач. Вырабатывать умение обобщать данные, проводить сравнительный анализ и делать выводы. Решение задач – составная часть большинства уроков по физике.Задачи по физике привлекают учащихся как своим содержанием так и «красотой» методов решения, которые позволяют, предвидеть или открывать явление природы или свойства тел. Решение качественных задач служит средством улучшения качества урока, устранении абстрактности в преподавании, приемам углубления, закрепления и проверки знаний и навыков учащихся, важным средством улучшения внешкольной и внеклассной работы: способствует формированию у школьников физических понятий, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знание для объяснения явления природы, быта и техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает к практической деятельности. Задачи 1. Почему мыльные пузырьки некоторое время поднимаются, а затем отпускаются? Ответ: выдуваемый пузырек заполняется теплыми газами , выдыхаемыми человеком, и поднимается. Спустя некоторое время вследствие теплообмена с окружающей средой газы охлаждаются, что приводит к уменьшению объема пузырька, то есть к уменьшению архимедовой силы и он опускается.
№2 Перед тем как воспользоваться медицинской банкой, внутрь её вносят смоченный спиртом тампон и поджигают. Объясните, для чего это делают.Ответ: В банке, пролежанной к телу, температура воздуха уменьшается, а объем остаётся постоянным. Значит, давление в банке становится меньше атмосферного, поэтому она плотно прижимается.
Экспериментальные задачиХарактерная черта этого типа задач — использование при решении как лабораторного, так и демонстрационного эксперимента. Опыт о свечении газа при прохождении электрического токаАргон светится зелёным цветом, неон красным цветом и т. д. Разные газы светятся под действием электрического тока по разному. № 3 Почему проколотый мячик не отскакивает при ударе им об пол? Ответ: При сжатии резины воздух выходит из мячика, а не запасает энергию,Необходимую для подъема. №4 Иногда из водопроводного крана вода вытекает белая, будто молоко. Чем это объясняется? Ответ: Воздух растворяется воде тем лучше, чем больше давление и ниже температура. Когда из крана вода вытекает наружу, часть растворенного воздуха выделяется в виде огромного количества мелких пузырьков- вода принимает молочно-белый цвет.

№5 Почему у глубоководных рыб пузырь выходит наружу, если их извлечь из воды? Ответ: У глубоководной рыбы внутреннее давление газов больше атмосферного. Поэтому в воздухе раздувающийся пузырь умещается в теле рыбы и входит через рот наружу №6 Где большая вероятность возникновения весенних утренних заморозков- на возвышенности или в долине? Ответ: В долине, так как в ней скапливается холодный воздух.
Физика на весенней тропеЛюбая физическая теория только тогда будет воспринята осознанно, если она подтверждена конкретными примерами. Отыскать с ребятами такие примеры в явлениях природы, пронаблюдать их, объяснить очень важно, ибо это помогает глубокому и прочному усвоению материала. Поэтому мы проводим ранней весной, при таянии снега экскурсию с семиклассниками на природу.Весеннее теплое солнышко вызывает очень интересные явления, и мы с учениками их наблюдаем. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Таким образом, кроме наблюдений происходят актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки-экскурсии надолго остаются в памяти учащихся.Приводим перечень вопросов и заданий, которые мы даем. Выясните, что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнина. Почему? (О т в е т. Пригорки, так как они более обдувае­мы теплым весенним воздухом, чем ровное место.)Пронаблюдайте за снегом вокруг стволов деревьев. Объясните увиденную картину. (Ответ. Вокруг стволов снег тает быстрее, поскольку ствол дерева темный, он нагревается сильнее и излучает много тепла.)На весенний тающий снег положите два куска материи — темного и светлого цвета. Пронаблюдайте, как под ними тает снег. Объясните, почему именно так. (Ответ. Тела с темной поверхностью поглощают энергию Солнца лучше, чем светлые. И так же излучают энергию, Поэтому под темным куском проталинка больше.)

Обратите внимание на следы лыжника, который проходил здесь зимой. Почему они кажутся приподнятыми по отношению к остальному снегу? (Ответ. Снег в том месте, где проходил лыжник, будет более плотным, поэтому и таять он будет медленнее, чем окружающий рыхлый снеговой покров. Следы кажутся приподнятыми.)Положите на ладонь кусочек льда, про­наблюдайте за его плавлением. От чего зависит скорость плавления? (Ответ. Скорость плавления зависит от температуры ладони и массы льдинки.)Рассмотрите внимательно снег. Почему, после того как начало активно пригревать солнышко, он стал в виде крупинок, а не рыхлым? (Ответ. Под действием Солнца верхние слои снега тают, вода просачивает­ся вниз и пропитывает нижние слои, ночью они промерзают, и образуются кристаллики льда.)Положите на снег два одинаковых бруска—деревянный и металлический. Пусть они полежат некоторое время. Что вы увидите? (Ответ. Удельная теплоемкость у металла меньше, чем у дерева, поэтому деревянный брусок будет нагреваться медленнее метал­лического. Теплопроводность брусков тоже различна, у металла она больше, чем у дерева. Поэтому под металлическим бруском снег тает быстрее, чем под деревянным.)

Поставьте ладони так, чтобы их освещало солнышко. «Запомните» ощущение тепла. Смочите ладони водой и повторите наблюдение, В чем разница? Почему? (Ответ. Во втором случае в руках ощущение холода. Вода с поверхности ладоней испаряется. Испаряющиеся молекулы воды уносят часть энергии, поэтому ладони ощущают понижение температуры.)Возьмите в руки маленькую льдинку. Подуйте на нее. Что образовалось в том месте, куда вы дули? Почему? (Ответ. Отверстие Когда мы дули, с потоками воздуха тепло нашего дыхания передалось льдинке и она тает в том месте, куда эти потоки поступают.)Какова температура лужи, в которой пла­вает лед? Свой ответ проверьте с помощью термометра, (Ответ. Температура лужи 0°С. Пока лед не растает, температура воды не будет повышаться.)

Наведите с помощью увеличительного стекла «лучик» Солнца на кончик термометра со ртутью. Что наблюдайте? Почему? (О т в е т. Температура быстро возрастает, так как с помощью увеличительного стекла мы концентрируем лучи Солнца, его энергию на маленькую поверхность ртутного баллончи­ка.)Измерьте температуру снега, на снег посыпьте соли, перемешайте и снова измерьте температуру, Что наблюдаете? Почему? (Ответ. Температура понизилась. Когда соль перемешивают со снегом, внутренняя энергия снега уменьшается, так как часть ее идет на разрушение кристаллов соли.)Измерьте температуру двух мест: на солнце и в тени; с помощью зеркальца направьте лучик в теневое место и через неко­торое время измерьте температуру этого ос­вещенного лучиком места. Что наблюдаете? Почему? (Ответ. Наблюдаем, что температура поднялась, так как энергия «в тень» передалась от Солнца с помощью излучения.)

Щепоточку марганцовки бросьте на сы­рой снег. Что вы наблюдаете? Почему такая картина? (Ответ. Крупицы марганцовки растворяются в воде, содержащейся в снеге; снег окрашивается. Благодаря конвекции и диффузии пятно расплывается.)
Спасибо за внимание!