Презентация с материалами к урокам литературы в 11 классе Роман М.Булгакова Мастер и Маргарита


«Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» - итоговое и самое значительное произведение писателя М.Булгакова. Долгая работа над романом (8 редакций) с зимы 1928/29 года до самой смерти писателя в 1940 году. На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу». «Мастер и Маргарита» - это плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека. Это философский итог жизни, и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности. Как в поэме великого итальянца, здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная завышенность требований к художнику, то есть к самому себе» Фазиль Искандер Название романаСуществовали варианты названия романа такие, как: «Черный маг»«Сатана» «Черный богослов»«Князь тьмы»«Копыто инженера» Роман не был опубликован при жизни писателя. Впервые напечатан в журнале «Москва» в 1967 году (№№ 1-2).Роман вызвал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Он удивляет своей неисчерпаемостью. Не укладывается в традиционные, привычные схемы. Перекличка с «Фаустом» Гете пронизывает все действие романа М.А.Булгакова; Из «Драматических сочинений» С.Ермолинского«Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла…Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может…навлечь! Как бы поосторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…» Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, существующим в настоящем так же, как и много веков назад:Истина и справедливость как высшие общечеловеческие ценностиЧеловек и властьВнутренняя свобода и несвобода человекаДобро и зло, вечное их противостояние и борьбаВерность и предательствоПагубная страсть людей к наживеМилосердие и всепрощение Проблема веры как величайшей нравственной ценностиРазличные «лики» веры:Вера в мнимые ценности – БосойСтрах потери веры – МастерВсесильность веры в любовь и добро – Маргарита, Иешуа Жанр романаРоман можно назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Он многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни.Жанр романа можно определить как роман-миф (по мнению М.Элиаде, миф представляет такую художественную структуру, которая воплощает всё, систематически повторяющееся в жизни человечества) Своеобразие композиции романа Роман включает в себя два повествовательных плана. Их сочетание позволяет создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной. Каждому плану соответствует своя временная системаСатирический (бытовой) план:Москва 20-30гг.настоящееДействие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках.Символический (библейский или мифологический) план:древний ЕршалаимпрошлоеДействие продолжается в течение одного дня (бесконечная полночь или вечный день) и наступает «вечный покой»Воспоминания о прошлом и предсказание будущего Композиционный принцип «роман в романе»Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.Связующая роль Мастера, написавшего роман об ИешуаРяд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность. С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»)Сознательно, порой демонстративно подчеркивая автобиографичность образа Мастера, автор говорит о том, что судьба Мастера-Булгакова закономерна: в стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Этим Булгаков ставит диагноз обществу. Наличие в романе различных пространственных и временных уровней, смешение прошлого и настоящего, реального и потустороннего:Три пласта: настоящее, прошлое и вневременное измеренияВзаимосвязь трех пластов повествования через решение общих философских, нравственных и социальных проблем Общий принцип построения романа – многоплановость, переплетение разнообразных начал:трагического (гибель Иешуа)комического (сцена в театре «Варьете»)реальногофантастическогосатирическоголирического Принцип «зеркальности» событийНаличие для каждого события пласта «двойника» в другом: беседа о вере Понтия Пилата и Иешуа – беседа о вере Воланда и Берлиозадве «версии» смерти Мастера и Маргариты Принцип «сквозных» персонажейПрисутствие отдельных персонажей в разных планах повествования:Воланд на своем балу, на балконе Понтия Пилата, в театре «Варьете» Взаимопроецирование образов романаСуществование триад персонажей:Понтий Пилат – Воланд – профессор СтравинскийПес Пилата – кот Бегемот –милицейская собака ТузбубенАзазелло – Кот – ФаготАфраний – Крысобой – БангаГелла – Наташа - Низа Персонажи–«двойники»:Иешуа – Мастер (нравственный или творческий подвиг, учение Иешуа и роман Мастера)Левий Матвей и Иван Бездомный (продолжатели дела своих учителей)Иуда и Алоизий Могарыч (предательство ради выгоды) Принцип объединяющих образов-символов и образов-лейтмотивов:Изнуряющая жара на Патриарших прудах (солнце «разбито на куски») и в Ершалаиме (солнце «лопнуло» в момент казни)Очистительная гроза, обрушившаяся на Москву и ИудеюВечные символы – солнце, луна, туча, молния – силы природыХронологические совпадения состояния природы – утреннее солнце, послеобеденные тучи, вечерняя гроза Наличие «скреп»«Скрепы» - повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую – подчеркивают объективность происходящего Цветовые перекличкиТревожно-желтые цветы в руках МаргаритыПлащ Понтия Пилата с кровавым подбоемНевысыхающая черно-красная лужа у ног Понтия Пилата Стилистические совпаденияСходство отдельных деталей, ритма фраз в описании Ершалаима и Москвы Сложная трехмирная структура романа с разветвленной системой действующих лиц позволила автору максимально замаскировать сатирический пафос произведения. Переключив внимание читателя на хитросплетения поступков героев и их сложные взаимоотношения, Булгаков дает яркую картину московского быта конца 1920-х годов, решенную как гротеск, переходящий в фантасмагорию. Основным средством создания гротеска становится художественная деталь:бытоваяпортретнаясимволическаяДетали придают необходимую автору достоверность происходящего и локализуют повествование в пространстве. Библейский сюжет в романе История Понтия Пилата и Иешуа дается с нескольких точек зрения, что придает достоверность происходящему:Глава 2. «Понтий Пилат» - рассказана Воландом «атеистам» Берлиозу и Бездомному.Глава 16. «Казнь» - увидена Иваном Бездомным во сне в сумасшедшем доме.Глава 19. Азазелло приводит Маргарите отрывок из рукописи Мастера.Глава 25. «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» - Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера.Глава 26 «Погребение» – чтение продолжается и Глава 27 - заканчивается. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри Иешуа Га-Ноцри«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора» Соотношение библейской легенды об Иисусе и булгаковской «версии».Намеренное заземление, снижение образа ИешуаЕвангелие«Мастер и Маргарита»Иисус Христос, 33 годаМать Мария, отец –плотник ИосифСын Божий12 учеников-апостоловПопулярность в народе: торжественная встреча при въезде в Иерусалим на осликеНагорная проповедьРаспят на крестеПогребение Христа и его воскресение на третий деньИуда повесилсяЧудеса божественного происхождения, творимые ХристомИешуа Га-Ноцри, 27 летРодителей не помнит, отец, кажется, сириецСын человеческий, бродячий философ и врачУченик один –Левий МатвейНикто в городе не знает ИешуаОдно лишь нравственное изречение: «Все люди добрые»Повешен на столбеТело Иешуа пытается похитить и похоронить Левий МатвейИуда убит по приказу Пилата, который хочет этим успокоить свою совестьИзбавление Пилата от головной боли простым, земным способом при помощи внушения словом Иешуа как воплощение чистой идеи добра, ее слабость и незащищенностьИрония Булгакова над близорукостью всепрощенияАбсолютность веры Иешуа в добро (мечта о «перевоспитании» Марка Крысобоя), нежелание идти на компромисс, фанатическое упрямство, косвенно спровоцировавшее предательство Понтия ПилатаПолемика Булгакова с проповедью Иешуа, утверждение невозможности возродить добрую природу человека усилиями благородного внушения, необходимость наказания и вазмездияНеприятие Иешуа любой власти (евангельский Христос: богу – богово, кесарю – кесарево), социальный, а не религиозный характер его «царства истины и справедливости» «В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.» Понтий Пилат«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вошел прокуратор Иудеи Понтий Пилат»«Всадник Золотое Копье»«В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно»Пилат уверен: мир основан на насилии и власти «Добрый человек!»«Ты производишь впечатление очень умного человека» Вспомним реплику Мастера: «Роман о Понтии Пилате». Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа.Образ Понтия Пилата – центральный в «библейской» линии. Отказ от его изображения как абсолютного злодея ( невольное уважение к Иешуа, сострадание, желание помочь).Обусловленность предательства Понтия Пилата страхом перед кесарем, боязнью за свою карьеру, а также упрямством «чистой стихии добра Иешуа», породившим злое деяние Пилата. «Единственное, что он (Иешуа) сказал, это что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость»Понтий Пилат: «Философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок»Бессмертие и муки совести как страшное наказание для Пилата. «Бессмертие…Пришло бессмертие…Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке» (история Каина и Авеля, горьковского Ларры)Мастер: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!Душа Понтия Пилата успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было. Левий МатвейЯ не раб…я его ученик.Зачем Булгаков дает увидеть казнь Иешуа глазами Левия Матвея?Почему Левий проклинает бога и отказывается от благодеяний Пилата? В. Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя.Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда. АНТИТЕЗАЕршалаимМосква 30-х годоввысокая трагедияфарсанекдоткарнавал Московские главы.Мастерство Булгакова-сатирика. Образ Воланда в контексте литературных традицийКаковы традиционные функции дьявола в литературе? (вспоминаем произведения Гёте, Гоголя, Достоевского и других писателей) Искушение и наказание как важнейшие функции дьявола в литературе. Многообразие воплощений образа дьявола Цель посещения Воландом Москвы – нравственная ревизия общества («…изменились ли эти горожане внутренне?») Voland – средневековый немецкий диалект «обманщик, плут» по- русски черта называют «лукавый»Воланд – то вечное зло, которое необходимо для установления, существования на земле добра и вечной справедливости.Вспомним эпиграф романа из Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Сатирические главы романаКаковы объекты и приемы булгаковской сатиры?Какие сатирические традиции русской классической литературы наследует Булгаков?Какую роль играет Воланд и его свита в сатирических главах романа? Анализ эпизодовСтепа Лиходеев (гл. 7)Варенуха (гл.10,14)Никанор Иванович Босой (гл. 9)Поплавский, буфетчик Соков (гл. 18)Аннушка (гл. 24,27)Николай Иванович (гл. 21, 24, 27, эпилог)Алоизий Могарыч (гл. 24, эпилог)История с пустым костюмом Прохора Петровича и песней «Славное море, священный Байкал» (гл. 17, 27) Герои сатирических глав действуют не по доброй воле, а согласуясь с корыстными, сиюминутными желаниями, скрытыми под маской благопристойностиСтолкновение с фантастической, рационально непознавемой силой выводит на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто от глазСозерцательная позиция Воланда в сатирических главах романа.Сатирическая гипербола и гротеск как средства создания комического Сатана, пришедший в Москву, чтобы совершить правосудие, вызволить Мастера, его шедевр и Маргариту, видит, что Москва превратилась в подобие Великого бала: ее населяют большей частью предатели, доносчики, подхалимы, очковтиратели, взяточники, валютчики…каждый человек вмещает в себя какие-нибудь пороки, которые Воланд разоблачает. Различные бытовые и социальные пороки как объекты сатиры:циничное безверие (Берлиоз)взяточничество (Босой)воровство (Арчибальд Арчибальдович)стяжательство (буфетчик Варьете) хамство и пьянство (Степа Лиходеев)прелюбодеяние (Семплияров)травля талантливых художников, бездарность (деятели МОССОЛИТа)шпионство и наушничество (Барон Майгель) пустота сознания, мировоззрения, умственная и духовная пустота (пустой костюм Прохора Петровича) и др. Анализ сцены в варьете (гл.12)Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, как удовлетворение скрытых желаний людей. Обнажение вечных человеческих пороков.Карнавальность сцены в варьете. (понятие о карнавализации). КАРНАВАЛИЗАЦИЯКарнавал как зрелище без рампы, без разделения на исполнителей и зрителейКарнавальная жизнь – жизнь эксцентричная, выведенная из своей обычной колеи, жизнь, где отменяется принятая в повседневности дистанция между людьми.Важнейшие категории эстетики карнавала: соединение высокого с низким, священного с низменным, профанация, карнавальные кощунства и пр.Ведущим карнавальным действом является шутовское увенчание и последующее развенчание карнавального короля (эпизод с Семплеяровым).Карнавал – праздник смерти и воскрешения (эпизод с Бенгальским) Сходство коллективного портрета толпы в сцене объявления приговора Иешуа и на сеансе черной магииВывод Воланда о неизменности человеческой природыКомизм московских эпизодов романа и их трагическое звучание в связи с содержанием ершалаимских глав: историческая нереализованность истины, носителем которой был ИешуаТРАГЕДИЯ ФАРС ТРАГЕДИЯ Повествование проникнуто трагической болью автора, вызванной сознанием того, что прогресс бессилен изменить натуру людей, человечество никак не может избавиться от пагубных пороков.Именно в этой части романа трагическое восприятие автором хода истории, законов человеческого бытия достигает высшей точки накала. Итог похождений Воландовой свиты в МосквеСимволический смысл образа огняПерекличка разговора Коровьева и Воланда о пожаре (гл.27) со словами Иешуа о храме старой веры (гл.29)Можно ли считать МАССОЛИТ «храмом старой веры»? По мнению Булгакова, Отсутствие веры приводит людей к оскотинению.Может быть, поэтому свита Воланда в Москве в зверином облике, который исчезает в прощальном полете (гл. 32) Литературный мир на страницах романа Анализ главы 28Попытка Коровьева и Бегемота попасть в дом Грибоедова.Членство в МАССОЛИТе как критерий принадлежности к литературе. Авторская ирония и сарказм в эпизоде. Анализ главы 5Содержание массолитовских вывесок Тематика писательских разговоровОбилие гастрономических подробностей в эпизодеГоворящие фамилии как воплощение претензий на имя в литературе: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладкий, Настасья Лукинишна Непременова (ее псевдоним «Штурман Жорж»)… Литературный мир на страницах романа – это мир людей, рассматривающих свою причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить.(«Всякий посетитель, если он, конечно, не был вовсе тупица, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала медленно терзать его»)Неверие писателей в то, что они пишут (поэт Рюхин)«Ад» - булгаковская характеристика танцевального вечера в «Грибоедове»Сожжение «ада» (повозки с всевозможным карнавальным барахлом) как символ обновления жизни и карнавальной традиции. Из всей литературной братии, представленной Булгаковым, «возрождается» только поэт Иван Бездомный, ставший в эпилоге профессором Иваном Николаевичем Поныревым. Таким образом, можно сказать, что у Булгакова в сердце теплится надежда на то, что когда-нибудь люди осознают тот ужас, который поглощал Россию на протяжении многих лет, как осознал Иван Бездомный, что стихи его ужасны, и встанет Россия на путь истинный.К сожалению, при жизни Булгакова этого не произошло. Тема творчества, его сущности.Положение художника в обществе.«…бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» Различие понятий «писатель» и «мастер». Почему мастер отказыватся именоваться писателем?Жизненные ценности писателей и мастераКвартирка мастера и квартира ЛатунскогоОбстановка полной творческой свободы при минимуме житейского комфорта – «золотой век» для художникаУединение, природа, книги, любовь как составляющие этой обстановкиСимволика огня и водыЗначение слова «мастер» в контексте романа Мастер и БулгаковОбраз Мастера как типа творческой личности, близкой М.БулгаковуБиографические совпаденияДрама непониманияЕдинство взглядов и нравственных ценностейУтверждение свободы творчества Тема мастера, опередившего талантом свое время Мастер и ИешуаобщееразличноеСамозабвенный поиск истиныТрагический конфликт с обществом и эпохойСходство положения героев в системе персонажей (наличие у каждого из героев своего ученика, предателя и антагониста)Неспособность мастера идти до конца в отстаивании своих убежденийМастер умирает не так покорно, как Иешуа Трагедия мастераФакторы, сломившие его, породившие страх, покорность, заставившие отказаться от своего романа и от собственного имени:статьи критиков,донос Алоизия Могарыча,арест …Воланд, впервые увидев Мастера, помолчав, скажет: «Да…его хорошо отделали»«какой-то очень гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается непосредственно и прямо к моему сердцу» Мастер и Иван БездомныйИван рассказывает Мастеру в доме скорби о том, что случилось с ним«Гость не рядил Ивана в сумасшедшие, проявил величайший интерес к рассказываемому…»Между ними устанавливается та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе: Мастер найдет в этом общении подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни. «Он не заслужил света, он заслужил покой»Как объяснить приговор Левия Матвея Мастеру? Справедлив ли этот приговор? Исполнен ли он?Высота требований Булгакова к человеку.Проблема личной ответственности человека за содеянное. История Фриды.«Покой», который заслужил Мастер, как основное понятие для М.Булгакова – оптимальное состояние для творчества, изолированность и свобода.Образ творческого покоя и его связь с традициями русской классики Мотив бессмертия настоящего искусстваЗначение фразы Воланда: «Рукописи не горят».Нетленность творений человеческого духа.Бессмертие мастера; его судьба в вечности.Творчество как «иная» реальность, не подчиненная земному бытию человека. Тема любви в романе «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его грешный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Анализ эпизода знакомства«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…» Значение встречи с Мастером в судьбе МаргаритыВо имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. С Маргаритой связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. Почему Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер?Какие ошибки или преступления и во имя чего совершила Маргарита?Чем героиня Булгакова отличается от Маргариты «Фауста» Гёте? Готовность героини к самопожертвованию ради возлюбленного: заключает договор с дьяволом и этим губит свою бессмертную душу, превращается в ведьму, участвует в шабаше и великом бале Сатаны (гл.23)«…Я знаю, на что иду. Но иду на все это из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет.» Высокое чувство ответственности (почему героиня просит за Фриду, а не за Мастера? гл.24) Символический смысл в прощении Фриды: человек будет прощать человека«Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь»Лакшин: «Первая ступень истины – справедливость, высшая – милосердие. Силой своей небывалой самоотверженной жертвенной любви спасает Маргарита Мастера Судьба Маргариты в вечности. Почему продавшей душу дьяволу и омывшейся кровью Маргарите тоже дарован покой, а не тьма? Слова Воланда о собаке Пилата Банге: «…тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» и их универсальное значение. Бессмертие любви и творчества как высших проявлений свободного человеческого духа, способных противостоять вечно существующему злу.Лиризм глав о Мастере и Маргарите - Слушай беззвучие, - говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, - слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду... Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать…ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.