ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ, И ИХ КОРРЕКЦИЯ


Особенности межличностных отношений у спортсменов, занимающихся спортивными танцами, и их коррекция Исполнитель:слушатель курсов профессиональной переподготовки Федоренко Л.Ю.Научный руководитель:к.психол.н., доцент кафедры ТиМ ФКиС Иванова М.В. Актуальность, объект и предмет исследования Актуальность:Объект:Предмет: Межличностное общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», отмечается необходимость формирования системы универсальных умений и навыков учащихся, в том числе навыков общения.Межличностные отношения в спорте.Особенности межличностных отношений спортсменов, занимающихся спортивными танцами и их коррекция. Актуальность, объект и предмет исследования Цель:Задачи:Методы: Разработать систему мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению тренировочного процесса спортивных пар с акцентом на формирование эффективного межличностного взаимодействия между партнерами.Провести анализ научно-методической литературы по проблеме;Разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий психолого-педагогической направленности по формированию гармоничных межличностных отношений в танцевальном коллективе;Апробировать разработанную систему и оценить ее эффективность.Теоретический анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме;Математико-статистическая обработка полученных данныхПсихологическое тестирование;Формирующий эксперимент. Цель, задачи и методы исследования Основные методические приемы коррекционно-развивающего тренинга: Индивидуальный спонтанный танец, отражающий уникальную систему исполнителя; Диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия с совершенно разными с точки зрения темпераментологических и характерологических свойств личностями, а также возможность изучения характерных для них паттернов близких эмоциональных отношений; Групповой танец, при исполнении которого участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях; Групповой круговой танец, который дает участникам чувства групповой причастности, единства, общности, солидарности; Кинестетическая эмпатия (принятие партнера путем отзеркаливания его движений) дает уникальный опыт соприкосновения с личностью другого человека через экспрессию, а также развивает способность к установлению и поддержанию отношений с другим человеком; Целенаправленный выбор темы танцевального взаимодействия; Разнообразные виды обратной связи – от безоценочного описательного до творческого оценивания и интерпретации личности другого человека. Примерное содержание коррекционно-развивающей программы Принципы работы группы: Принцип добровольности участия; Принцип постоянства состава; Принцип «здесь» и «сейчас»; Принцип конфиденциальности; Принцип открытого выражения чувств; Принцип ответственности; Принцип активности; Право говорить «нет».Типы и виды упражнений:«Ведущий и ведомый», «Танец – визитная карточка», «Танец – хоровод», «Танец отдельных частей тела», «Танец с самим собой», «Индивидуальный танец», «Танец – загадка», «Танец вслепую», «Древние танцы», «Танец в кругу и зеркальное отображение», «Власть и любовь», «Пригласите танцевать», «Все со всеми», «Движения на память», «Групповой танец». Примерное содержание коррекционно-развивающей программы Танцевальное упражнение с участием тренера Упражнение «Групповой танец» Танцевальное упражнение на коррекцию отношений в паре Количество членов группы, интенсивность неосознаваемого отношения к которым со стороны других членов группы изменилась после тренинга (в %) Динамика межличностных отношений наосозноваемом и неосозноваемом уровне Обобщенные показатели динамики осознаваемых и неосознаваемых членов группы друг к другу (%) Динамика межличностных отношений наосозноваемом и неосозноваемом уровне Образец рисунка танцора Н. (до тренинга), отражающий не включенность личности в систему межличностных групповых отношений Рисунок танцора Н. (середина тренингового цикла), отражающий центрирование отношений на себе и степень близости отношений с другими членами группы Рисунок танцора Н. (после тренинга), отражающий изменения в системе его межличностных отношений и включенность в группу Рисунок Н., отражающий неосознанные представления о системе межличностных отношений в группе и степени собственной включенности в них Типы отношения к группе Первый тип Второй тип Третий тип Четвертый тип Коррекционно-развивающее влияние тренинговых мероприятий на личностные особенности испытуемых Сравнительная характеристика показателей динамики свойств личности танцоров до и после обучающего эксперимента Изменения в усредненном профиле танцоров до и после формирующего эксперимента Изменения в усредненном профиле танцоров до и после формирующего эксперимента Изменение межличностных отношений в паре, произошедшее после тренинга Анализ литературных источников показал, что исследователями уделяется недостаточно внимания проблеме изучения межличностного взаимодействия, в целом, и межличностных отношений спортсменов, занимающихся спортивными танцами, в частности;Предпринятое исследование показало, что в результате формирующего эксперимента происходят положительные изменения в системе межличностных отношений группового и диадного типа, на осознаваемом и неосознаваемом уровне;По результатам рисуночного теста было выявлено, что 97% испытуемых стали воспринимать танцевальный коллектив как единое целое, а 74% из них стали воспринимать и себя как полноправных участников в системе стабильных и конструктивных групповых межличностных взаимоотношений;Поскольку стабильность, конструктивный характер межличностных отношений, повышение самопринятия и понимание своего партнера является особым требованием к соревновательной готовности танцевальной пары, можно говорить об эффективности предлагаемой коррекционно-развивающей тренинговой программы;Формирующий эксперимент оказал дополнительный послетренинговый эффект, проявляющийся в положительной динамике личностных изменений танцоров. Выводы Спасибо за внимание!