Презентация по математике на тему: Предметно-практическая направленность уроков математики в преодолении трудностей решения арифметических задач. (2 — 4 классы, школа 8 вида)


Предметно-практическая направленность уроков математики в преодолении трудностей решения арифметических задач.Подготовила: Боброва Тамара Викторовнаучитель начальных классов Для чего нужно уметь решать задачи?Любому человеку в повседневной жизни приходится в той или иной степени сталкиваться с арифметическими выражениями, производить расчеты и многие другие операции с числами. Такую же необходимость в этом испытывают и дети с нарушением интеллекта. Следовательно, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями представляет важность в практическом смысле и является одной из основных ступеней его социализации. С чего начинается обучение решению задач?На протяжении дочислового (пропедевтического) периода школьников с нарушением интеллекта необходимо учить производить группировку и упорядочение предметов, опираясь на определенный качественный признак; производить сравнительный анализ множества методом наложения, приложения или составления пар; преобразовывать множества методом увеличения, уменьшения и уравнивания их количества. Важно научить детей разграничивать понятия: один — много — мало, пустой — полный; сформировать представления о количественных отношениях: больше — меньше — поровну; о сохранении количества. В результате организации такой работы возникают условия понимания о числе и счете. На дальнейшее математическое развитие влияет то, в какой степени будет воспринят материал в пропедевтический период. Необходимо подчеркнуть, что этапы формирования представлений о количестве и счета у детей с интеллектуальными нарушениями схожи с этапами, которые проходит нормально развивающийся ребенок. Главное отличие состоит лишь в том, для детей с нарушением интеллекта характерен замедленный темп в усвоении математических знаний. Причины, тормозящие освоение математических представлений о количестве 1) Инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему; 2) низкий уровень ориентировочной деятельности; 3) недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта; 4) недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта; 5) нарушение развития речи, проявляющееся в бедности словарного запаса, трудности оформления собственных высказываний, непонимание обращенной речи. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности с запоминанием, осмыслением и усвоением содержания задачи, неспособны понять изменения ситуации, описываемые в тексте задачи, и не могут прогнозировать результаты этих изменений самостоятельно. Наибольшие трудности вызывает переход от понимания задачи к ее арифметическому решению, выполнение самих арифметических действий и проверка полученных результатов. Преодоление данных трудностей может быть реализовано в ходе специальной работы по формированию умений решать арифметические задачи. Последовательность работы над задачей.1.      Прочитай задачу внимательно.2.      О чем (о ком) говорится в задаче? 3.      Что известно в задаче? Назови каждое число и объясни, что оно показывает.4.      Назови главный вопрос задачи. Объясни, что нужно узнать в задаче.5.      Запиши задачу кратко или сделай чертеж.6.      Повтори задачу по краткой записи.7.      Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Каких данных не хватает, чтобы ответить на этот вопрос сразу?8.      Что можно узнать сначала? Каким действием? Что можно узнать потом?9.      Составь план решения и наметь действия. Выполни решение. Алгоритм рассужденияВ задаче говорится о   …Спрашивается   …Нам известно  …Неизвестно  …, но сказано, что …Значит,  сначала  узнаем, сколько …А потом узнаем …Решаю.Пишу ответ. Обучение решению задачЗадача.На одной улице высадили 27 тополей, а на другой в 3 раза меньше. Сколько всего тополей высадили на двух улицах?Образец 1. (Дополни краткую запись, реши задачу, запиши ответ)I ул. – … т.II ул. - … т., в … раз ……… Решение:… : …. =… + …. =Ответ: Образец 2. Аня вымыла 8 тарелок, а Тоня в 7 раз больше. Сколько тарелок вымыли девочки?Выбери краткую запись, соответствующую задаче и реши её.№ 1Аня – 8 т.Тоня - ? т., в 7 раз больше№ 2Аня – 8 т.Тоня - ? т ., в 7 раз больше Образец 3В детский сад привезли 37 мячей, а кукол на 17 меньше. Сколько всего игрушек привезли в детский сад?1.Реши задачу.2. Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.Образец 4Поставь вопрос к условию задачи и реши её.На одной стороне улицы высадили 35 деревьев, а на другой – в 5 раз меньше. Образец 5Составь условие к данному вопросу и реши задачу.Сколько страниц в журнале? Образец 6В саду росло 26 яблонь, груш на 8 меньше, чем яблонь, а вишен 5 больше, чем яблонь. Сколько всего деревьев в саду?Дополни краткую запись, реши задачу, запиши ответ.Яблонь –Груш –Вишен – Решение:1) 26 – 8 = 18 (….) -2) 26 + … = … (…) -3) … + 18 +… = 75 (…) – Ответ: ВыводТакая работа создает благоприятные условия для развития младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, ставит его в ситуацию успеха. Следовательно, можно утверждать, что, научив детей владеть умением решать текстовые задачи учитель окажет существенное влияние на развитие, обучение и воспитание учащихся, подготовить их мозг к приему более сложной информации.