Презентация по методике математического развития Обучение старших дошкольников решению арифметических задач


Обучение дошкольников решению арифметических задачЧижевская Татьяна АнатольевнапреподавательЧелябинский педагогический колледж №2 I этап — подготовительный. Цель— организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упраж­нения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение часть — целое, доводится до понимания смысл выражений больше на, меньше на.Этапы обучения решению арифметических задач Этапы обучения решению арифметических задачПодготовительный этап (операции над множествами)Положите 2 красных кружка, аниже положите 4 синих. Скольковсего кружков вы положили?Положите 4 красных кружка, аниже положите синих на 1 меньше.Сколько всего кружков вы положили? Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось?А – 6 грибов,В – 2 грибаКруги Эйлера – Венна3



II этап. Познакомить со структурой задачи.Учить отличать задачи от других текстов.Структура арифметической задачи:УсловиеВопросНа аэродроме стояло 5самолетов. Затем вернулсяещё один самолёт.Сколько самолётов стоит на аэродроме?


II этап. Учить отличать задачи от других текстовВ.- «На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. На стоянке много машин». Я думаю это задача: есть два числа, её можно решить.Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. нет вопроса.В.- «На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. Есть ещё места на стоянке?». Это задача?Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. вопрос не арифметический. Вопрос должен начинаться со слова «сколько». В.- «На стоянке стояли 3 машины. Приехали ещё машины. Сколько машин стало на стоянке?». Это задача?Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. здесь всего одно число, а должно быть хотя бы два. В. Предлагает составить задачу по этим рассказам правильно. На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. Сколько машин стало на стоянке?».II этап. Учить отличать задачи от других текстов III этап. Цель: Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания, записывать их с помощью знаков и цифр. Работа с задачей иллюстрациейСоставляем совместно с детьми задачу: «На поляне гуляли 3 ежа. К ним пришёл ещё один ёж. Сколько ежей стало на поляне?» Рассуждение по задаче.В. Как вы узнали, что стало 4 ежа? В. Больше или меньше стало ежей, когда прибежал 1 ёж? ( Д. Больше)В. Почему? В. К трём ежам прибавить одного ежа , получится 4 ежа.( Всё показывает указкой на иллюстрации).В. Это действие называется действием сложения.В. На какое действие эта задача? После освоения задач на сложение, аналогичным образом знакомим с действием вычитания. На этом же этапе учим детей анализировать задачи внешне похожие, но арифметические действия у них разные.«На дереве сидели 3 птички, прилетела ещё одна. Сколько птиц стало на дереве?» (иллюстрация)«На дереве сидели 3 птички, одна улетела. Сколько птиц осталось на дереве?» (иллюстрация) В. Чем отличаются эти задачи?( 1.Действиями птиц ( прилетела, улетела); 2. Арифметическими действиями ( сложение, вычитание); 3. Разные вопросы; 4. Разные результаты)В. Чем похожи эти задачи? (1.Действия происходят с птицами; 2. Одни и те же числа). Модели записи арифметического действия (Непомнящая)Модель записи действия вычитания:Модель записи действия сложения:После того, как дети научаться различать действия, учим записывать решение задачи.

После того, как дети научаться различать действия, учим записывать решение задачи.«На дереве сидели 3 птички, прилетела ещё одна. Сколько птиц стало на дереве?» (иллюстрация)У детей на столах карточки с цифрами и знаками +, -, =.В. Сколько сначала сидело птиц? Какой цифрой покажем? Положите цифру 3 перед собой. В. Сколько птиц прилетело? Какой цифрой покажем? Положите цифру 1немного подальше от цифры 3.В. Сколько птиц стало на дереве? Какой цифрой покажем? Положите цифру 4 немного подальше от цифры 1.В. Слово «прибавить» люди заменяют знаком плюс (+).Возьмите карточку с этим знаком.Обследуем знак «+»: проведение пальчиком по знаку, прорисовка в воздухе, устное описание.314 В. Поставьте знак + после цифры 3.(3+1)В. Слово «получилось»записывают знаком равно (=).Поставьте знак = между цифрами 1 и 4)В. читают так: три плюс один равно четыре.Аналогично знакомим со знаком «минус».3+1=4 IV этап.Цель: учить приёмам отсчитывания и присчитывания, когда второе число больше единицы. Работа по формулам: n+2; n-2; n+3 ; n-3.Составляем задачу по иллюстрации.«На поляне гуляли 3 ежа. К ним пришёл ещё два ёжа. Сколько ежей стало на поляне?»Рассуждаем по задаче. В. Как вы узнали, что на поляне стало 5 ежей? Как мы будем прибавлять число 2?В. Число два будем прибавлять по единице. Сколько единиц в числе2? Два – это 1 и 1. Формулируем арифметическое действие при этом показываем приём присчитывания по единице.Читается так: « три да один – четыре, четыре да один – пять» Частица «да» помогает понять приём присчитывания. 3+2=3+1+1=5дада Приём отсчитывания по единице.Читается так: « пять без одного – четыре, четыре без одного – три» Частица «без» помогает понять приём отсчитывания. Постепенно переходить к присчитыванию и отсчитыванию числа три.5-2=5-1-1=3безбез Благодарим за внимание!