Выступление на совещании педагогов по теме Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихсяФГОС ООО.


Система оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации ООП ООО. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) обучающихсяСовещание при заместителе директора по УВР.Богданова Валентина Георгиевна. (материалы из опыта работы» Система оценки достижения планируемых результатов в рамках реализации ФГОС строится на основе сочетания внутренней и внешней оценки. За счет использования общих подходов к оцениванию появляется возможность использовать накопительную оценку, а также вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. 1.Объектом оценки личностных результатов является сформированность универсальных учебных действий: основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность _социальных компетенций (ценностно-смысловых установок и моральных норм и др.). В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. 2. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.Основным объектом оценки метапредметных результатов являются:- способность и готовность к освоению систематических знаний, ихсамостоятельному пополнению, переносу и интеграции;- способность к сотрудничеству и коммуникации;- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.   Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходевнутришкольного мониторинга.а)Стартовая диагностика: уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации. б)Текущая диагностика: учебные исследования, учебные проекты, учебно-практические и учебно-познавательные задания.в)Промежуточная диагностика: комплексные работы на межпредметной основе, тематические работы по всем предметам.г)Итоговая диагностика: итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; защита итогового индивидуального проекта. Обработка результатов метапредметных УУД(познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД) позволяет педагогу соотнести обучающихся по результатам к трем группам: слабая, средняя, сильная. Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. 3. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане школы. Для описания достижений обучающихся школы используются пять уровней: низкий, пониженный, базовый, повышенный, высокий. Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:· внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами)· внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией). Внешняя оценка образовательных результатов может проводиться:1) На старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального (или муниципального) мониторинга образовательных достижений обучающихся силами региональных (или муниципальных) структур оценки качества образования. 2) В ходе аккредитации образовательного учреждения . 3) В рамках государственной итоговой аттестации (9 класс). Итоговая аттестация по результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования включает три составляющие: - результаты промежуточной аттестации обучающихся за последние три года (7-9 классы), отражающие прежде всего динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования; - итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются в специальное индивидуальное портфолио учащихся;- результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников,характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Школьные экзамены.Несколько форм. Например:1. минипроект по одному из учебных предметов;2. защита реферата;3.защита исследовательской или проектной работы;4. творческая работа;5. групповая дискуссия на выбранную тему. Оценка внеучебных достижений выпускников основной школы.Цель - регистрация широкого спектра достижений ученика – академических и личных – на базе воспитательного и обобщающего оценивания. Необходимо подчеркнуть, что внеучебные достижения школьников связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности. Во внеучебной деятельности дети также имеют свои образовательные результаты, в которых можно выделить три уровня:Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний .Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества.Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Форма накопления как учебных, так и внеучебных результатов и достижений школьников - портфолио. В рамках государственной итоговой аттестации на основе портфолио фиксируются только итоговые результаты внеучебных достижений. Здесь портфолио выступает только средством накопления своих достижений на основе которых и подводятся итоги. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как: динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием. Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание. Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года, позволяющего учителю организовать эффективно процессповторения и определить эффекты от своего обучения за прошлый учебный год. Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет две важные функции: диагностическую коррекционную. Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений обучающихся ведётся каждым учителем-предметником, классным руководителем и фиксируется с помощью оценочных листов,таблиц классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях, и в Дневнике.ру. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования. Итоговая оценка выпускника формируется на основе:• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений повсем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее— ГИА). На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию иосуществлению целесообразной и результативной деятельности.Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании. Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. Оценка результатов деятельности школы осуществляется в ходе ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность школы и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы.