Презентация на тему Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ОВЗ


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»И.П. Петрикова,Методист ГБУ ВО «ЦПППиРД»«Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» Ребенок с ОВЗ - это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки. - Излишнее оберегание ребенка;- Ненормальные методы лечения;- Завышенные требования;Адаптация родителей: Направления воспитаниявыполнение требований общего порядка, аналогичных предъявляемым к воспитанию «здоровых» детейрешение специальных задач, из которых важнейшей является подготовка ребёнка к развитию у него речи, обучению чтению, формированию навыков словесного общения Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с овзУстройство на работуРебенок и учебаОбидаОдиночествоСтрахОтчуждение членов семьиПовышенная привязанностьТревожность Результаты проведённых исследований в Университетском центре развития детей с особыми образовательными потребностями Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношения со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы.Доктор медицины Росс Кэмпбэл Оптимизация детско-родительских отношений:Обучение родителей приёмам без оценочного, демократического взаимодействия с детьми. Повышение уровня доверия родителей к детям.Развитие позитивной самооценки у родителей и детей.Формирование позитивного, сплочённого образа семьи у детей.Снижение уровня тревожности у детей во внутрисемейных отношенияхПропаганда опыта семейного воспитания.Предоставление возможностей совместного досуга родителей с детьми. Специфические функции для ребенка с ОВЗАбилитационно - реабилитационнаяКорригирующаяКомпенсирующаяКоррекционно-развивающая социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ребенок с ОВЗПринятие ребенка и его дефектаРеакция отрицанияРеакция чрезмерной защиты, опекиСкрытое отвержение ребенказамкнутостьбезнадежностьнегативизмдавлениекоррекционная работаблагоприятная обстановкамедицинское сопровождениевзаимодействие с учреждениямипсихолого-педагогическое сопровождение Критерии оценки детско-родительских отношений:1. Каждый ребенок с ОВЗ демонстрирует потребность в тепле и близости с родителями. 2. Недостаточность детско- родительского общения проявляется в замещении. 3. При взаимодействии детей с социальной средой возникают коммуникативные проблемы и барьеры. 4. Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные тона.5. Неадекватное отношение родителей к детям отражается в их продуктивной деятельности. Замещающая семья, воспитывающая ребенка с овзРодители с выраженным расширением сферы родительских чувств —гиперопекаГипопротекция - снижение эмоциональных контактов родителей с ребёнком,Конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельностиРепрессивный стиль семейного общения - родительская установка на авторитарную лидирующую позицию. Методики:Для детей.• Методика «Фильм-тест» (Р. Жиль) - исследование социальной приспособленности ребенка, особенности его межличностных отношений• Методика «Два дома» - изучение особенностей общения ребенка с членами своей семьи• Рисуночные тесты • Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткачева) – изучение детской самооценкиДля родителей.• Анкета «Психологический тип родителя»• Социограмма «Моя семья»• Тест-опросник родительского отношения – изучение родительских позиций матери и отца• Методика «История жизни с проблемным ребенком» - форма изложения проблем в письменном виде