Агрессивное поведение у маленьких детей, дошкольников, младших школьников, подростков. Причины возникновения, формы проявления, диагностические критерии, методы коррекции


Агрессивное поведение у маленьких детей, дошкольников,младших школьников, подростков.Причины возникновения, формы проявления, диагностические критерии, методы коррекции Понятийный аппаратВ научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например:• любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо);• инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч. Дарвин, К. Лоренц);• проявление влечения к смерти (3. Фрейд);• реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе);• реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец);• реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус);• стремление к доминированию и самоутверждению (А. Адлер);• внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй). Агрессивность - свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессивное поведение – (действия, побуждаемые агрессией и агрессивностью) включает: враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие. По направленности на объектГетероагрессия - направленность на окружающихАутоагрессия - направленность на себя:По причине появленияРеактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт)Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсовПо целенаправленностиИнструментальная агрессия - как средство достижения результатаЦелевая (мотивационная) агрессия - как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объектуПо открытости проявленийПрямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждениеКосвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессииПо форме проявленийВербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбленияЭкспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса Физическая- прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.Классификация видов агрессии и агрессивного поведения: Агрессивностьу маленьких детей Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: -скандалы в семье, -применение физической силы во время семейных ссор(драки),грубое, жестокое обращение с ребенком,- просмотр сцен насилия в мультфильмах, -одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта ,проблемы. (Например :« А ты тоже его ударь» , « И ты сломай» , « А ты что , отнять не можешь?!»)Причины агрессивности у маленьких детей Роль семейных взаимоотношений является главенствующей в развитии агрессивности у маленьких детей.Это: 1.Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.2.Адекватно оценивайте возможности ребенка.3.Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам.4.Умейте идти на компромисс.5.Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных.6.Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.7.И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких –либо других условий!Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности у маленьких детей Игры с водой, песком и глиной.Лепка из пластилина.Подвижные игры.Релаксация, расслабление(положите ребенка «поспать», «поплавать на надувном матрасе» и т.п.- обеспечьте состояние покоя.Можно чередовать движение и покой.Массаж спины, ножек, ручек, лица.Рисование красками, лучше пальцами. Игра как средство профилактики агрессии у малышей:«Божьи коровки», «Ладошки», «Пес Барбос», «Непослушные детишки» и т.д.Игры на снятие агрессии - Мамина школа.mp4Игры и занятия Агрессивность у детей дошкольного возраста Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Во-вторых, агрессивному поведению обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне все можно») во время игр. И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детейСоциально-культуральный аспект детской агрессивности 1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой. 2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. 4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках. 5. Завистливы и мнительны. 6. Часть сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течении 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.Диагностические критерии агрессивности для детей дошкольного возраста РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИРОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.РАБОТА СО СТРАХАМИРАБОТА С ФОТОГРАФИЯМИВВЕДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПООЩЕРЕНИЯ.ВЫРАЖЕНИЕ ГНЕВА БЕЗОПАСНЫМ СПОСОБОМ (КАНАЛИЗАЦИЯ АГРЕССИИ)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ АРТ-ТЕРАПИИРАЗБОР ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЙМетоды и техники терапевтического воздействия КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙОбучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающихОбучение ребеконструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Развитие позитивной самооценкиСнижение уровня личностной тревожностиОбучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Формирование осознавания собственных эмоций, и чувств других людей Консультационная работа с родителями и педагогамиРазвитие контроля над деструктивными эмоциями Агрессивностьу детей младшего школьного возраста стремление привлечь к себе внимание сверстников;      стремление получить желанный результат;       стремление быть главным;      защита и месть;       желание ущемить достоинство другогоОсновные причины проявлений детской агрессивности недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;         сниженный уровень саморегуляции;         неразвитость игровой деятельности;         сниженная самооценка;        нарушения в отношениях со сверстниками. Психологические особенности, провоцирующих агрессивное поведение детей Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления- для ребенка становится «правилом» его поведения.Роль семьи в возникновении детской агрессии Снижение внутреличностной тревоги.Развитие эмпатии и осознание собственных эмоций.Взращивание позитивной самооценки.Обучение приемлемым и безопасным для окружающих реакциям на проблемные ситуации.Развитие самоконтроля и управления агрессией и гневом.Отдельным блоком стоят консультации психолога с родителями и педагогами.Такие занятия необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Продолжительность с младшими школьниками — не более часа.Программа коррекции агрессивного поведения школьника Агрессивностьу подростков Агрессивность подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в школе, на улице, дома в отношении  рядом находящихся людей. Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это –1.Период полового созревания.  На этот фактор мы повлиять никак не сможем, поэтому нужно принять его как есть, помнить “Избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя».2. Фактор перехода от детства к взрослой жизни, когда подросток находится в выраженных в крайне противоречивых пониманиях жизни. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков. Отношении в семье.Так же существенное влияние оказывает: Диагностика агрессивности у подростков Коррекция агрессивного поведения подростков имеет свои особенности: беседы о том, что «нужно себя хорошо вести» являются бесполезными. К делу нужно подходить комплексно, решая как проблемы всей семьи, так и индивидуальные внутриличностные конфликты подростка.Важно сформировать продуктивный, позитивный круг интересов подростка, учитывая особенности его характера. Смысл в минимизации свободного времени: безделье для подростка разрушительно. Нужно искать занятия, которые положительно влияют на личность: музыка, спорт, самообразование.В отличие от младших детей, с подростками редко срабатывает групповая терапия — работу лучше проводить индивидуально.Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков Ковалева И. В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возрастаКозлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Агрессивные дети.Иванова М. О детской агрессивности.Крылова О.Л., Новикова О.А. Диагностика агрессивности дошкольников.Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивносьАгрессия у детей и подростков, учебное пособие, Платонова Н.МСписок литературы «Только любовь порождает добро, тогда как зло – только ненависть и агрессию». (К. Роджерс)Спасибо за внимание!