Презентация «Истоки народной культуры моей «малой» родины.


Тема: «Истоки народной культуры моей «малой» родины» Автор: Важнецова В.А., учитель начальных классовФилиал МАОУ СОШ с. Мошенское в д. КабожаМошенского районаНовгородской области Цель: изучение самобытного народного творчества и сохранение обычаев, обрядов и традиций «малой» родины.Задачи исследования:1) изучить на местном материале малые жанры фольклора (былички, песни, сказки, частушки, обряды);2) познакомиться с декоративно-прикладным искусством мастериц родного края;3) собрать материалы для пополнения краеведческого школьного музея (вышивка, вязание, ткачество, кружевоплетение);4) Развивать творческие способности (исследовательская деятельность, литературное, декоративно-прикладное творчество).Методы исследования:1) сбор, изучение и обработка материала;2) встречи с интересными людьми своего края;3) участие в фольклорных праздниках культурологического направления;4) запись воспоминаний ветеранов войны и труда. Сотрудничество с Администрацией Калининского сельского поселения, клубом, библиотекой Сотрудничество с музеем, школой искусств с. Мошенское Уроки: изо, музыка, технология, литература, окружающий мир Организация культурологического направленияфилиала МАОУ СОШ с. Мошенское в д. Кабожа Внеклассная работа Кружок «Приобщение детей к истокам народной культуры» Класс – музей «Старина» Встречи с интересными людьми Фольклорное объединение «Соловушка» Участие в фольклорных праздниках Участие в краеведческой конференции «Отечество» Проведение кружковых занятий: ДОУ – начальная школа – основная школа Приоритеты исследования 1). Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это позволяет нам, детям, с раннего возраста понять, что мы – часть великого русского народа.2). Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Особое место занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.3). Народные праздники и традиции, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, жизнью растений и животных.4). Знакомство с народно – прикладным творчеством. Оно способно увлечь ребят национальным изобразительным искусством и народными промыслами. Этапы изучения истоков народной культуры I Блок – изучение устного народного творчестваИзучение фольклора начинается с дошкольной группы и идёт по трём направлениям:Первое направление - открытие нравственных, эстетических ценностей, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека (дошкольная группа и начальные классы);Второе направление – открытие красоты и добра, заключённых в образе традиционного дома, семьи, круга событий человеческой жизни от рождения до кончины и продолжения в потомках ( 5 – 7 классы);Третье направление – открытие закономерности красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа, включающей в себя отдельного человека и осмысленной народным сознанием жизнедеятельности людей (8 – 9 классы).Фольклорное объединение «Соловушка»Этапы организации:1 этап – подготовительный (репродуктивный) – выявление интереса детей к истории своей «малой» Родины; беседы; посещение краеведческого музея, встречи с народными ансамблями, посещение мастер – класса Дома творчества села Мошенское;2 этап – поисково–внедренческий – разработка программы фольклорного кружка «Приобщение детей к истокам народной культуры» для детей дошкольного возраста и учащихся начальной школы ; разработка сценариев праздников литературное и декоративно – прикладное творчество учащихся; 3 этап – деятельностно – исследовательский – участие детей в праздниках, конкурсах; встречи с интересными людьми; сбор краеведческого материала; исследовательская деятельность; создание изо и фото - студии . II Блок – изучение народных художественных промыслов Разделы программы по изучению декоративно – прикладного искусства:1) теоретические вопросы, затрагивающие проблемы сохранения и развития старинного ремесла, изучение истории их возникновения, творчества мастеров;2) знакомство с различными видами народного и декоративно – прикладного искусства – ткачеством, вышивкой, художественной обработкой металла, дерева, народным костюмом, вязанием, русскими обычаями и обрядами;3) практическое выполнение творческого задания по разработке и выполнению композиции изделия, созданного на основе изучения темы. План дальнейшей работы по изучению культурного наследия «малой» родины издать словарь старинных русских слов – 2010 - 2014 год (на уровне школы и района); 2) расширять коллекцию и осваивать азы декоративно – прикладного искусства мастеров родного края;3) собирать краеведческий материал для школьного музея «Старина»;4) вести исследовательскую работу по изучению истории и природы родного края, своей родословной;5) участвовать в районных, областных и Всероссийских конкурсах культурологического направления. Результаты нашей деятельности: отмечены дипломами за победы в фольклорных праздниках, конкурсах рисунков, декоративно-прикладного искусства, литературного творчества;работа фольклорного объединения «Соловушка»;работа школьного музея «Старина»;исследовательские работы учащихся. Из истории объединения «Соловушка» Наши народные умельцы Наши работы