Презентация Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством метода моделирования


@@Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством метода моделирования Автор опыта:Смирнова Ирина Григорьевна,воспитатель I кв. категорииМБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области» Условия возникновения, становления опыта Было выявлено:Дети с трудом объясняют экологические зависимости, имеют слабое представление о взаимосвязях человека с окружающей средой, знания о природе. У 45% детей группы недостаточно сформированы произвольные процессы запоминания, низкий уровень ассоциативной, смысловой и слуховой памяти, недостаточный объём и слабая переключаемость внимания.Большинство воспитанников не владеют навыками анализирования, синтезирования, абстрагирования, сравнения, обобщения; затрудняются проводить простейшие аналогии. Актуальность и перспективностьопыта Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций. Актуальной задачей умственного воспитания является развитие навыков систематизации знаний, которых в старшем дошкольном возрасте у ребенка накоплено уже достаточно много. Здесь целесообразно применять метод моделирования, поскольку он позволяет устанавливать причинно-следственные связи, показывать скрытые характеристики объектов и явлений, давать наиболее полное представление об окружающем мире. Степень новизны Применение в работе:Авторские разработки мнемотаблиц по темам: «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Среда обитания», «Сказки».Мнемотаблицы Т.В. БольшевойАвторские модели «Яблоко», «Животное», «Насекомое» Авторские схемы для составления рассказов о временах годаМетодические разработки занятийСхемы-маршруты Схемы-читалочкиКартинки для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»Схемы «Расскажи стихи руками»Дидактические игрыКонсультации для родителей и педагогов Семинар-практикум, мастер-класс Ведущая педагогическая идея Метод моделирования является действенным (результативным) средством развития познавательных процессов, формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире Противоречия Между умственным развитием и социальными факторами Между умственным развитием и биологическими факторами Длительность работы над опытомДанный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с 2011 по 2014 год. Диапазон опыта Организация занятий по разделам «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие речи», «Художественная литература». Организация занятий в нетрадиционной форме «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Как зимуют дикие животные» и др. Дидактические игры на прогулке и в самостоятельной деятельности детей «Сделай узор», «Сбор фруктов», «Подбери по цвету». Индивидуальная работа с детьми с опорой на мнемотаблицы по заучиванию стихотворений, составлению рассказов об овощах и фруктах, сказок, описанию предметов, моделированию загадок, придумыванию символов, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы. Игровые упражнения «Дорисуй картинку», «А что потом?», «Говори наоборот», «Кто кем будет», «Поможем художнику», «Кто это и что с ним однажды случилось». Консультации для родителей «Развитие мышления и умственных способностей вашего ребенка», «Моделирование сказки на новый лад», круглый стол «Поиграем-помечтаем». Родительские собрания «Как играть с ребенком», «Развитие мыслительной деятельности, памяти и внимания». Мастер-класс для воспитателей «Занятие–модель «Как зимуют дикие животные» Семинар-практикум «Не талантливых детей не бывает» Консультации для воспитателей «Мышление и этапы его развития в дошкольном возрасте». Теоретическая база опыта Теоретической базой моего опыта является изучение опыта психологов: Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьякова педагогов: Ветровой, Е.Ф. Тереньтьевой, И.Г. Песталоци, К.Д. Ушинского Технология опыта Цель опыта: эффективное применение метода моделирования в систематизации знаний по формированию представлений об окружающем мире в процессе познавательной деятельности детей Задачи:Углубление и расширение знаний детей об окружающем мире, используя предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели (графики, схемы), мнемотаблицы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами, перекодированию информации (преобразования из абстрактных символов в образы).Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности. Система работы: ԁĀe௃￿￿eмྟྠ–Диагностический этапПрогностический этапПрактический этапОбобщающий этапྡLL̀ྪLྦȀಗһϧƔუජЂȁC,ЂЂ쎀ΈDiagram 4“ч쎩υԀԁ씄6ԅԆԇ씈Կ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹눓⛅ᤰ傸襦අἃ㾩䪥ࡉˇ렍�㩘ᣲꄧᘥ㯮Ṵ삓튮쎶쉁ꍽ댟휬欞ږⶇᱭ㾕徧息뗿ﹻ㽼�ᬡ鞶毳糝챫�듸销䱨﮿쫍識켬臥ᇼ稀ߵ￿䭐ȁ-!쯶оƅ଀ἀ开敲獬ⸯ敲獬䭐ȁ-!쮽릶ДЯȇ牤⽳潤湷敲⹶浸偬Ջ̀̀뜀ЀЀఀᘀᘨ(圀ᅯ圱ᅯ1笀脈筘脈X㨀騹㩁騹AЀЀЀ�؀砀ꈀကࣰ저崅耊༐Ѐ狰눀਄ࣰ̀Ȁ猀଀䋰缀ЀԀ堀缀㤁㤀뼀ᄀ＀ऀ㼀က耀ᣃ䄀甀琀漀匀栀愀瀀攀 㔀ༀჰ鐀ꈀༀЀꓰ舀਀ࣰЀ舀㌀ଁ胰缀Ā耀脑舀茀萀蔀Ȁ蜀Ā褀Ȁ䜀谁脀!茀뼈ခᄀ쀀ā(ࠁऀ蔀ෳ뼀ࠂࠀ＀ЂЀ耀ໃ开猀㄀ ㈀㠀㌀∀ዱ뼀 怀＀䀁䀀਀ༀჰᜀ대㌀ༀᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏD؀ĀĀ攀ༀഀ黰鼀ЏЀꀀ㈏ 䤀⸀ ᐀㠄〄㌄㴄㸄䄄䈄㠄䜄㔄䄄㨄㠄㤄  䴀䈄〄㼄ꄀⰏᨀਈĀ܀ĀĀ ĀĀᤀĀ☀ĀĀᘀюꨀᰏĀ̀؀ऀᘀༀЀ舀਀ࣰԀ舀㌀ଁ胰缀Ā耀脑舀茀萀蔀Ȁ蜀Ā褀Ȁ䜀ခ脀!f茀뼈ခᄀ쀀ā(ࠁऀ蔀ෳ뼀ࠂࠀ＀ЂЀ耀ໃ开猀㄀ ㈀㤀㌀∀ዱ뼀 怀＀䀁䀀਀ༀჰ樀鬀怀ༀᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏD܀ĀĀ攀ༀഀ�鼀ЏЀꀀ㈏䤀䤀⸀ ἀ䀄㸄㌄㴄㸄䄄䈄㠄䜄㔄䄄㨄㠄㤄ഄ䴀䈄〄㼄 ꄀ䘏ᨀਈĀ܀ЀĀ☀ĀĀᘀჾĀ✀ĀĀᘀ۾Ā☀ĀĀᘀюꨀ⠏Ѐ؀ऀ᐀Ā؀ऀĀꘀฏ 䀁怂考ꀄ༅Ѐꓰ舀਀ࣰ؀舀⌀ଁ竰缀Ā耀쀀脑舀茀萀蔀Ȁ蜀Ā褀Ȁ脀!я茀뼈ခᄀ쀀ā(ࠁऀ蔀ෳ뼀ࠂࠀ＀ЂЀ耀ໃ开猀㄀ ㌀ ㌀∀ዱ뼀 怀＀䀁䀀਀ༀჰ븀伀ఀ鬀ༀᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏDࠀĀĀ攀ༀഀꓰ鼀ЏЀꀀ㠏     䤀䤀䤀⸀ ἀ䀄〄㨄䈄㠄䜄㔄䄄㨄㠄㤄 ഀ䴀䈄〄㼄ꄀⰏᴀਈĀ܀ԀĀ ĀĀ᠀Ā☀ĀĀᘀюꨀᰏԀԀ؀ऀ Диагностический этапПрогностический этапПрактический этапОбобщающий этап I. Диагностический этап II. Прогностическийэтап III. Практический этап IV.Обобщающий этап Формы и методы Наглядные Словесные Практические Игровые Практическая часть опыта I ЭТАП МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.Основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым свойствам, связям и качествам объектов. Первый вид модели - СЕРИАЦИОННЫЙ РЯДЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАМЕСТИТЕЛИ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ. Развитие понимания последовательности действий в сказке на основе построенных наглядных моделей. Первое действие при выполнении творческих заданий – опредмечивание, то есть заместитель превращается в предмет ( крыша дома – треугольник, мышка – серый кружок, репка – овал). Второй вид модели – ДВИГАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. РАБОТА С МНЕМОТАБЛИЦЕЙ Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.Пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (крокирование слов).Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка? II ЭТАП МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ Модель животногоОпираясь на модель, дети выделяли признаки данного животного Модель насекомогоОпираясь на модель, дети выделяли признаки данного насекомого Модель яблокаОпираясь на модель, дети выделяли признаки данного предмета Мнемотаблицы «Дикие животные» «СНЕГИРИ» «ИГРУШКИ» РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ПО МНЕМОТАБЛИЦАМ Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири. Распушили перышки, греются на солнышке. Головой вертят, улететь хотят. Составление графических памяток Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно развивает мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 1. С детьми рассматриваем простой предмет.2. Анализируются особенности его формы, структуры, выделяются его существенные признаки и функция.3. Придумывание значка-схемы и его «запись» на лист бумаги. Поощряется создание простых схем. Творческое задание«Учимся крокировать слова» Сезонные явления природы «Ключ» к запоминанию и воспроизведению информации о времени года и его признаках в мнемотаблицах. Составление сюжетной сказки по мнемодорожкам с использованием приема наложения Графическая зарисовка условных обозначений, характерных для каждого времени года МНЕМОТАБЛИЦЫ « ВЕСНА» МНЕМОТАБЛИЦА «РАННЯЯ ВЕСНА» МНЕМОТАБЛИЦА «ПОЗДНЯЯ ВЕСНА» МНЕМОТАБЛИЦА «СЕРЕДИНА ВЕСНЫ» МОДЕЛИРОВАНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ Цель игры: Развивать умение выделять свойства твердых предметов и жидкостей, самостоятельно производить простые преобразования с предметами и делать несложные выводы. Твердые Жидкие Газообразные Модель чашки с горячим чаем. Результативность Расширялись и углублялись знания детей об окружающем мире.Диагностика. Область«Познавательное развитие» Уровни развития 2013 2014 Высокий, % 5 - 25% 11 - 55% Средний, % 9 - 45% 9 - 45% Низкий, % 6 - 30% - Область «Познавательное развитие» Результативность Мнемотехника помогла развить ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь детей Диагностика. Область «Речевое развитие» Уровни развития 2013 2014 Высокий, кол-во детей, % 4 - 20% 8 - 40% Средний, кол-во детей, % 11 - 55% 9 - 45% Низкий, кол-во детей, % 5 - 25% 3 - 15% Область «Речевое развитие» Результативность Расширялись и углублялись знания детей об окружающем мире. Наглядный метод моделирования помог развить мыслительные процессы, речь детей стала более последовательной и логически выстроенной, обогатился активный речевой словарь.Дети стали проявлять любознательность, научились анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и самостоятельные выводы. Научились приёмам работы с мнемотаблицами, освоили простые графические формы символизации.Гуманно стали относиться к живому, друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ