Презентация Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математике посредством дидактических игр


Условия социализацииГОУ ВПО Нижегородский Государственный Педагогический УниверситетФормирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики посредством игрыВыполнила: О.А.УткинаНаучный руководитель: Доцент, к.пс.н. Е.Г.Гуцу Условия социализацииАктуальность темы: хотя этой проблемы касались многие отечественные педагоги, однако, изучение практики работы общеобразовательных школ показывает, что использованию дидактических игр в процессе обучения математике уделяется недостаточное внимание, вопросы их применения с целью развития познавательного интереса младших школьников требуют дальнейшего исследования. Таким образом, наблюдается противоречие между потенциальными возможностями дидактических игр в развитии познавательного интереса учащихся и бессистемно складывающейся практикой их применения. Проблема исследования: как повысить уровень познавательного интереса младших школьников при обучении математике и какое место в этом процессе следует отвести дидактическим играм? Условия социализацииЦель исследования: теоретическое обоснование и анализ практики применения дидактических игр для развития познавательного интереса младших школьников к математикеОбъектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе, а предметом - дидактические игры как средство развития познавательного интереса младших школьников. Условия социализацииГипотеза исследования:применение дидактических игр в процессе обучения математике позволит повысить уровень познавательного интереса младших школьников.Задачи:1. На основе анализа ФГОС, методической и психолого-педагогической литературы выявить теоретические основы использования дидактических игр с целью развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения математике.2.Провести анализ практики использования дидактических игр в процессе обучения математике с позиции их влияния на развитие познавательного интереса младших школьников и выявить её эффективность.3. Выявить исходный уровень познавательного интереса младших школьников.4. Разработать и апробировать систему дидактических игр для повышения уровня познавательного интереса младших школьников.5. Выявить эффективность применения дидактических игр для повышения уровня познавательного интереса младших школьников. Условия социализацииФГОСЛичностные УДД (ценностно-смысловые)Системно-деятельностный подход:признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихсяСамоопределение («внутренняя позиция школьника»)положительное отношение к школе, чувство необходимости ученияСмыслообразование:формирование познавательных мотивов, наличие интереса к новому, интерес к способу решения и к общему способу действияОценивание усваиваемого содержанияПознавательный интерес Условия социализацииПознавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний (С.Л. Рубинштейн).УровниНазвание уровняОсновнойдиагностический признакДополнительныедиагностические признаки1Отсутствие интересаИнтерес практически не обнаруживается (исключая положительные реакции на яркий и забавный материал).Безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных познавательных задач, более охотно выполняет привычные действия.2Реакция на новизнуПоложительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет.3ЛюбопытствоПоложительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач).Оживляется и задает вопросы достаточно часто; включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.4Ситуативный учебныйинтересВозникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы задач).Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается. Условия социализацииПознавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения, который действует в силу осознанной значимости потребности и (или) эмоциональной привлекательности.(Л.В. Виноградова) Условия социализации Условия социализацииДидактические игры– это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Отличительная черта этих игр - постановка и реализация учебных задач при сохранении игрового контекста и смысла деятельности (Е.К. Бардина) Условия социализации Условия социализацииСтруктура дидактической игры Условия социализацииДидактическая игра является средством развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста, формируя его компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, регулятивный, мотивационный и практический).Фото с урока Условия социализацииМОУ Ковернинская средняя общеобразовательная школа №1 Ковернинского района Нижегородской областиЗА(экспериментальный) и 3Б (контрольный) классыВремя проведения эксперимента: сентябрь-декабрь 2013 г.Задачи:1. Провести констатирующий эксперимент: выявить уровень познавательного интереса у младших школьников на момент до проведения эксперимента.2. Разработать систему дидактических игр на уроках математики, соответствующую возрасту обучающихся и программным требованиям по предмету, перспективам развития детей в нужном направлении.3.Провести формирующий эксперимент – реализацию разработанной системы с контингентом экспериментальной группы.4. На основе сравнительного анализа данных первичной и повторной диагностики оценить эффективность проделанной работы, т.е. провести контрольный эксперимент. Условия социализацииКонстатирующий эксперимент:выявление уровня познавательного интереса у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы. Методики диагностики:«Составление расписания на неделю» (С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна) Цель: диагностика отношения ученика к конкретному учебному предмету «математика» и к учению в целом.«Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников» (автор О.В. Булатова)Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебного предмета «математика» и познавательными интересами учащихся.Использовались также данные о результативности работы по обучению на уроках математики на основе сравнения оценок за контрольные работы до и после проведения формирующего эксперимента. Условия социализацииРис.1. Результаты контрольных работ в ЭГ и КГРис.2.Выбор учащимися ЭГ и КГ предмета «математика» при составлении расписания на неделю (в процентах от учебного плана)Выводы:Уровень обученности и успеваемость различаются незначимо.«Внутренняя позиция школьника» активно формируется, наблюдается: - положительное отношение к школе, - чувство необходимости учения, - предпочтение классных занятий.Смыслообразование активно формируется, наблюдается: - формирование познавательных мотивов, - наличие интереса к новому, - формирование учебных мотивов,- стремление к приобретению новых знаний и умений. Условия социализацииУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группачел% чел% I уровень (высокий)Субъектно-поисковый:Оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса. Интерес устойчивый. Ребёнок активно включается в процесс выполнения заданий, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца.415525II уровень (средний)Продуктивно-поисковый:Неустойчивость и эпизодичность проявления познавательного интереса. Он поддерживается благодаря усилиям взрослого. Со стороны ребенка проявляется меньшая активность по сравнению с первым уровнем; меньшая конструктивность действий (умственных и практических)1265945III уровень (низкий)Инактивный, репродуктивный интерес: Отсутствие творческих проявлений, поисковая деятельность практически целиком направляется икорректируется соответствующими воздействиями взрослого.420630Уровни сформированности познавательного интереса учащихся ЭГ и КГ Условия социализацииФормирующий эксперимент: развитие познавательного интереса школьников на уроках математики средствами дидактической игры.Фрагмент календарно-тематического планирования34Урок отработки умений и рефлексииРешение задач Актуализация знанийИгра-соревнование «Кто быстрее достигнет флажка»Отработка вычислительных навыковПодготовка учащихся к обобщенной деятельностиВоспроизводящая Д/и «Пересадка»Закрепление и контроль умения простые задачи.35Урок отработки умений и рефлексииРешение задачАктуализация знанийД/и-соревнование«Чья ракета взлетит быстрее?»Закрепление табличных случаев умноженияТворческое применение знаний в новой ситуацииИгра-соревнование «Математически турнир»Проверка навыков в решении примеров и задач, закрепление материала.36Урок «открытия» нового знания Умножение 7 , на 7, соответствующие случаи деленияУрок в целом Игра-сказка «Цветик – семицветик»Активизация деятельности уч-ся через эмоциональное вовлечениеАктуализация знанийВоспроизводящая д/и «Молчанка»Игра-загадка «Посчитай зверей»Повторение изученных таблиц умножения. Подготовка к восприятию нового. Введение в темуПостановка целиСловесная д/и «Волшебное число»Мотивационное введение в темуПервичное усвоение новых знанийСловесная д/и «Букет»Составление таблицы умножения на 7Первичное закреплениеВоспроизводящая д/и «Почтальоны»Закрепление таблицы умножения и деления на 7Информация о домашнем заданииВоспроизводящая игра «Шифровка»Закрепление знаний по теме, построение числового ряда в порядке убывания37Урок актуализации знаний и умений Закрепление изученного. Актуализация знаний Воспроизводящ игра «Шифровка»Установить закономерность. Вставить пропущенные числаСообщение темы урокаРечевая игра «Словесная дорожка»Ритмизация слогов с помощью шага. Мотивационное введениеКонтроль усвоенияВоспроизводящ Д/и «Кресты»Контроль умения анализировать задачу, краткой записи задачи. Повышение физической и психической активности детей на уроке Условия социализацииНа этапе формирующего эксперимента игры разрабатывались Условия социализацииКонтрольныйэксперимент Выводы:На этапе контрольного эксперимента интерес к математике, как предмету изучения, и желание ею заниматься у младших школьников из ЭГ значительно повысились, а из КГ – повысились, но незначительно. Можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр на уроках математики повышает у младших школьников интерес к математике и желание ею заниматься.Рис. 3. Выбор учащимися ЭГ и КГ предмета «математика» при составлении расписания на неделю в констатирующем и контрольном экспериментах (в процентах от учебного плана)фото Условия социализацииУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатир. экспериментКонтрольный экспериментКонстатир. экспериментКонтрольный экспериментчел% чел% чел% чел% I уровень (выс)Субъектно-поисковый415735525525II уровень (ср)Продуктивно-поисковый126511559451050III уровень (низ)Инактивный, репродуктивный интерес420210630 525Уровни сформированности познавательного интереса учащихся ЭГ и КГ в констатирующем и контрольном экспериментах Условия социализации Рис.4. Результаты контрольных работ в ЭГ и КГ в констатирующем и контрольном экспериментахфото Условия социализацииГипотеза исследования подтвердилась: применение дидактических игр в процессе обучения математике позволит повысить уровень познавательного интереса младших школьников.ребёноксубъект деятельности Условия социализацииСпасибо за внимание