Презентация к уроку литературы по драме А. Н. Островского Гроза


А.Н. Островский«Гроза» - 1859 год Цель: проанализировать пьесу А. Н. Островского с точки зрения семейно-бытовой драмы. Темы для сочинения (10-Б) Образ «затерянного» города Калинова в драме А. Н. Островского « Гроза» «Драма горячего сердца» Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Смысл названия и образная символика в драме А.Н. Островского «Гроза»Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» Словарная работа Драма – род литературы. Произведения создаются для постановки на сценеДрама – жанр литературы. Изображается столкновение личности с внешним миром. Допускается благополучное разрешения конфликта.Комедия – жанр литературы. Высмеиваются пороки общества.Трагедия – жанр литературы. Конфликт носит неразрешимый характер. Конфликт – специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Конфликт Личность-общество Личность-личность Личность Три уровня конфликта в «Грозе» Семейно-бытовой Конкретно-исторический Внутренний Николай Невреев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие. Катерина Варвара Кабанова Тихон Борис и Дикой Кулигин Кудряш Феклуша Конкретно-исторический конфликт – 1859 год За Волгой Город Калинов Сельский вид Жестокие нравы, грубость, бедность Чудеса Честным трудом не заработать Вид необыкновенный Вражда, корысть, зависть Восторг Судятся-судятся Дом Торговый дом За высоким забором: «домашних едят поедом да семью тиранят»;«разврат тёмный да пьянство»;секрет: «одному весело, а остальные волком воют» «Два города» «Тёмное царство» «Городские рассветы» Дикой Варвара Кабанова Кудряш Феклуша Тихон Борис Кулигин Катерина Религиозна, патриархальна. Не может простить себе греха. В её сознании соединилось несоединимое: романтический порыв к свободе и почитание святынь «тёмного царства». Купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – хранитель устоев «тёмного царства». Она верит в справедливость патриархальных законов, оправдывающих страх и насилие в семье. Кабаниха чувствует, что её время уходит, и всеми силами старается отдалить конец, заставляя близких формально соблюдать «правила приличия». Символы Город Калинов – символ «тёмного царства» Феклуша – символ невежества Гроза – символ непрочности «тёмного царства» гиена огненная якорь барыня Г Р Е Х Б о Споры вокруг драмы «Гроза» Критика девятнадцатого века Д.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»(1860, «Современник») «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, - вот основания, на которых держится всё безобразие взаимных отношений».«Характер Катерины…составляет шаг вперёд во всей нашей литературе».«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе».«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила её характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее». Д.Писарев»Мотивы русской «драмы»(1864, «Русское слово») Катерина – это натура, не ставшая развитой личностью.Катерина – стихийная и противоречивая натура, действующая под влиянием чувства, « полоумная мечтательница».«Вся Катерина состоит из постоянных внутренних противоречий», стихийность же объясняется влиянием чувства.Самоубийство – результат неожиданный. А.Григорьев После «Грозы» Островского»(1860, «Русское слово») Народность – главное в творчестве Островского.Именно народность определяет своеобразие характера Катерины. Выводы: «Гроза» явилась для Добролюбова подтверждением зреющих в народе революционных сил. Писарев «судит» Катерину с позиций «мыслящего реалиста». Глубже всех понял Катерину Григорьев, отмечая обаяние страсти, и весёлой, и разгульной жизни, обаяние страсти роковой и трагической. Борис Кустодиев. Купеческий Двор.