Презентация на тему Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей с ОНР


Визитная карточка ФИО педагога Шашерина Галина Петровна Образование Городецкое педагогическое училище, 1980 г.Нижегородский государственный педагогический институт им М. Горького, 1990 г. Специальностьпо диплому ВоспитательУчитель русского языка и литературы Должность Учитель-логопед Стаж работы вдолжности 25 лет Наименование ОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 «Сказка» «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку» (Цицерон) Презентация практических достижений профессиональной деятельности на тему: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский Актуальность Проблемы развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детейСвязная речь – высшая форма речемыслительной деятельности. Она определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Имеющиеся речевые нарушения затрудняют общение ребенка с окружающимиИспользование наглядного моделирования позволяет детям понять логику изложения, соблюдать последовательность построения высказывания, анализировать основные события и связи между ними, облегчает запоминание Научно-исследовательские условия Л.С.Волкова Н. С Жукова Л. С. Выготский А.Р. Лурия Р. Е. Левина А. А. Леонтьев Р. И. Лалаева Т.Б.Филичева Г.В.Чиркина Т. А. Ткаченко Методические условия Этапы работы Подготовительныйэтап (июнь-сентябрь) Основной этап (октябрь-апрель) Заключительныйэтап (май) Цель и задачи педагогической деятельности Задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми;сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели. Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР средствами наглядного моделирования. Технология моделирования Составление творческого рассказа Составление описательного рассказа Составление рассказа по серии картинок Заучивание стихов Составление рассказа по сюжетной картинке Пересказ текста Составление и отгадывание загадок Беседа, диалог Коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи Первый период обучениясентябрь, октябрь, ноябрь Лексические темы Второй период обучения декабрь, январь, февраль. Лексические темы Третий период обучениямарт, апрель, май. Лексические темы Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц. Задачи данного этапа. 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам продемонстрируемого действия. 3. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 4. Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по темам: «Фрукты», «Овощи» и т. д. 5. Работа над диалогической речью (совместные беседы). 6. Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ. Человек и его части тела Игрушки Осень Овощи Фрукты Деревья. Лес. Грибы Перелётные птицы Одежда Обувь Домашние птицы Домашние животные Мебель Дом и его части Наш город Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, сенсорно-графических схем, опорных схем.Задачи данного этапа. 1. Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом. 2. Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию. 3. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. Дикие животные Зима Зимующие птицы Животные севера Животные жарких стран Новый год Зима. Зимние забавыПосуда Продукты питания Комнатные растения Транспорт Семья Наши защитники Занятия будут проводиться индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек — символов.  Задачи этапа. 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами). 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. Ранняя весна 8 Марта Профессии Рыбы Перелётные птицы весной Сравнение диких и домашних животных Космос Деревья весной Цветы Насекомые День Победы Хлеб Весна Ягоды Лето В I перио­де первого года обучения дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во II периоде  совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов. В III периоде, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей. Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:рассказы по восприятию;рассказы по памяти;рассказы детей по готовому образцу;рассказы по воображению. Педагогические условия Модели - геометрические фигуры- опорные картинки (предметные картинки,сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)- мнемотаблицы, мнемодорожки- сенсорно-графические схемы- опорные схемы- карточки- карточки — символы «Курочка Ряба» Обучение пересказу «Ёлочка» (по Л.Н. Ефименковой) Наступила осень. Деревья нарядились в осенние наряды. У белой берёзы листья стали желтыми, клён украсил себя желтыми и красными листьями. И только ёлочка оставалась зеленой. «Мой наряд ещё не готов, - говорила она- Он будет готов к новому году». Пиктограмма - рисунчатое письмо. Пиктограмма сказки «Колобок». Обучение пересказу Сказка «Репка» Сказка «Маша и медведь» Рассказ «Пожарные собаки» Составление рассказа по сюжетной картинке Описательный рассказ  ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ по серии картин Разучивание стихотворения с помощью картинок Апрель, апрель!На дворе звенит капель.По полям бегут ручьи.На дорожках лужи,Скоро выйдут муравьиПосле зимней стужи;Пробирается медведьСквозь лесной валежник.Стали птицы песни петь,И расцвёл подснежник. Развивающая предметно-пространственная среда Работа с родителями Перспективы развития продолжать целенаправленную систематическую работу по формированию связной речи воспитанников с использованием наглядного моделированияпополнять картотеку видами моделей, схем, графических планов, пиктограмм, мнемотаблициспользовать наглядное моделирование с помощью интерактивной доскипривлекать родителей к созданию и использованию наглядных схем и моделей при пересказе рассказов, сказок, заучивании стихотворений Транслируемость практических достижений Литература Акименко, В. М. Моделирование как эффективный метод обучения грамоте младших школьников / В. М. Акименко // Логопедия. – 2006. - № 1 Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004. Волкова, Ю. С. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Дидактические материалы / Ю. С. Волкова.- Харьков.: ООО Издательство «Ранок», - 2009. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2004. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1999.Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. - М., 1984. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 1989. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. Интернет-ресурсы:http://doshkolnik.ru/http://doshvozrast.ru/http://www.nachideti.ru/http://www.solnet.eehttp://www.maam.ru Спасибо за внимание!