Образовательный проект Твое будущее — в твоих руках


образовательный проект Настепанин Всеволод Борисович учитель технологии и черчения МБОУ СОШ №6 «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет». Ушинский К.Д. Актуальность проекта В настоящее время профессиональное самоопределение школьников происходит в сложных условиях:материальных трудностей родителей, собственных тревог и опасений перед будущим.Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специалисты насчитывают более 700 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Все это приводит к тому, что учащиеся чаще находятся в состоянии неопределенности, либо ориентируются на сомнительный выбор знакомых. Цель проекта Создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников на основе понимания себя и знания особенностей современного профессионального рынка. Задачи пректа -создание у подростков максимально чётких и конкретных представлений об основных видах профессий;- оказание помощи учащимся в социальной адаптации, формирование у них коммуникативных навыков, оказывающих влияние на выбор профессии и способности к саморазвитию;- популяризация рабочих специальностей и уважительного отношения к труду;- ознакомление с тенденциями развития рынка труда Орла и Орловской области  Swot – анализ Сильные стороны1. Мотивация школьников и родителей к получению престижной профессии2. Расширение знаний о мире профессий3. Готовность к предпрофильному обучению Слабые стороны1. Нежелание школьников тратить на эту деятельность время2. Недооценка родителями серьёзности профориентационной работы Угрозы и риски:Недостаточная поддержка родителей Социальные партнеры Родители Ученик Учебные заведения и предприятия города Школьнаяпсихологическаяслужба Педагоги Методы и формы работы Экскурсии на предприятия и учебныезаведения города Исследовательскиепроекты. Участие в предметных олимпиадах Организациявстреч и интервью Деловые и психологическиеигры Анкетирование Гипотеза профориентационная работа в самоопределении старшеклассников будет способствовать оптимальному выбору профессии, если будут-учитываться психологические особенности профессионального' самоопределения современных старшеклассников; -обеспечиваться условия для, формирования личностной зрелости,, ответственности за принятие решения о первичном выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, склонностей и интересов; -реализовываться комплексные программы профориентационной деятельности, обеспечивающие адекватность последующего профессионального выбора. Этапы проекта Подготовительный этапИюнь – август 2016 Основной этапСентябрь 2016 – март 2017 Заключительный этапАпрель 2017 Анкетирование Всего было опрошено около 100 человек: 50мальчиков и 50 девочек Выбор типа профессий Результаты опроса Выбрал(а) ли ты ВУЗ, в который будешь поступать? Вывод: Большинство ребят уже определились с выбором ВУЗа, причем этот выбор не зависит от пола. Выбрал(а) ли ты будущую профессию? Вывод: Мальчики более уверены в своих силах и возможностях при выборе профессии, чем девочки. Возможно потому, что они стараются выбрать профессию, следуя своим личным интересам. Что повлияло на выбор будущей профессии? Вывод: На выбор профессии больше всего (30%) влияет возможность дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии, но так же не без внимания остается и решение родителей (24%). Влияют и личные качества, и перспектива выбранной профессии, и доступность поступления в учебное заведение. Что могло бы помочь в выборе профессии? Вывод: Больше всего школьники хотели бы пообщаться с руководителями разных учреждений (42%), школьные лекции так же играют немаловажную роль в выборе профессии (30%). Интерес представляют и экскурсии на предприятия (20%). А вот сотрудничать с молодежными организациями хотят только 8% опрошенных. Какие трудности испытываете при выборе профессии? Вывод: Большое значение при выборе профессии играют материальные возможности (32%), бесперспективность многих профессий в нашем городе (28%), неуверенность в возможности трудоустройства (26%). Небольшую роль так же играет и недостаточная подготовка к вступительным экзаменам (14%). Рейтинг профессий Наиболее привлекательные профессии:ВрачЭкономистБухгалтерПрограммистПсихологПолицейскийПоварАвтомеханик Требования к будущей профессии:возможность творчества, общение с интересными людьми, свободное время, высокая зарплата, отсутствие чрезмерной физической нагрузки,высокая общественная значимость будущей профессии и возможность развивать свои способности,возможность карьерного роста. Экскурсии Встречи с интересными людьми День открытых дверей Исследовательские проекты Лекции и беседы по профориентации Информационные стенды по профориентации Деловые игры Родительские собрания Ожидаемые результаты К концу учебного года овладение навыками, «познание самого себя»: особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы. Знание старшеклассниками требований, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней. Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования. Реализуя педагогический проект позволило мне определить цели и задачи, на основании которых разработан план мероприятий по повышению конкурентоспособности и содействию трудоустройства выпускников с ориентацией на успех сформировать базу данных об обучающихся выпускных классов для содействия их трудоустройства и дальнейшего мониторинга провести ряд мероприятий для формирования у выпускников умения представлять свои профессиональные и личностные качества работодателю Гипотеза нашла свое подтверждение в повышении мотивации обучающихся к изучению профориентации в результативности участия школьников в творческих конкурсах, олимпиадах в увеличении количества социальных партнёров в работе по данному проекту Выводы Перспектива дальнейшего развития проекта Расширение территории проекта: трансляция опыта в другие школы города.Налаживание более тесного контакта с центром занятости населения, а также с учебными заведениями города Орла.Более широкое привлечение учащихся к конкурсам, проектам и исследованиям по профориентации. Говорят, что японцы, которые умеют добиваться своего, 95% времени тратят на планирование, и лишь 5% - собственно на реализацию намеченного. Это оказывается выгодным. Можно применить такой подход и к выбору профессии. Важно, чтобы профессиональный выбор приносил чувство радости и совершенства, понимание того, что Твое будущее - в твоих руках