Презентация выступления по теме Пути повышения содержательной составляющей в оценке образовательных результатов учащихся по математике


Пути повышения содержательной составляющей в оценке образовательных результатов учащихся по математике Учитель математики МОУ «СОШ №39» г. Астрахани Алесенко Наталия Анатольевна Проблема: повышения качества знаний учащихся. Решение проблемы:Предложены пути, способствующие переходу учеников на более высокий уровень усвоения знаний по предмету. Рассмотрены способы, позволяющие осуществлять содержательный подход к оценке достижений учащихся и применять в оценочной деятельности систематический учет результатов их учебного труда. Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся и формирование у них навыков исследовательской деятельности. Ученики на уроках должны не только усвоить определенную сумму знаний, но и научиться применять их при решении нестандартных задач. Учителя школ ведут непрерывную работу по повышению качества знаний учащихся. Ожидаемый результат – рост уровня сложности решаемых учениками задач. Должно повыситься количество учеников, которые не только хотят, но и могут включиться в творческий процесс по решению сложных учебных задач. Решение задачи состоит из нескольких этапов: Осмысление задачи.Разработка плана решения.Выполнение каждого пункта плана.Оценка полученных результатов.Ответ. Причины, по которым ученик не решил задачу продуктивного уровня: не понял смысла задачи;не смог составить план решения;нет необходимых знаний;отсутствуют практические навыки;допущены ошибки при применении знаний. Вывод: для решения задач продуктивного уровня требуется не только хорошо развитое творческое мышление, но и уверенное владение теоретическим материалом, а также наличие навыков применения знаний на практике. Таким образом, проблему повышения качества знаний невозможно решить без хорошей базовой подготовки учащихся. Для эффективной работы по повышению качества знаний нужно знать не только уровень обученности, но и образовательные проблемы каждого конкретного ученика. Ряд оценок, выставленных в журнал, такой информации не дает. Встает проблема повышения содержательной составляющей оценки образовательных результатов учащихся. Трудно переоценить роль оценки в процессе обучения. Педагогическая оценка выполняет две важнейшие функции: соотнесения и мотивации.Оценка определяет уровень достижений ученика в учебной деятельности.Оценка оказывает побудительное воздействие на личность школьника, управляя его образовательной деятельностью. Для организации контроля качества усвоения учащимися учебного материала используется система фиксирования образовательных достижений каждого ученика.Отслеживание уровня достижений ведется с помощью таблиц учета и контроля знаний.Содержательная оценка знаний осуществляется с помощью диагностических карт. Используются диагностические карты разных типов в зависимости от исследуемых параметров: усвоение темы, выполнение задания, приобретение навыков. 1. Диагностическая карта может быть составлена в начале изучения темы, после определения микроцелей и содержания диагностики. В нее вносятся основные знания, умения и навыки, которые учащиеся должны усвоить. 1 Определение координат точек на плоскости Определение линейного уравнения с 2 переменными Построение графика линейного уравнения Построение прямой y = m и x = k Определение линейной функции Построение графика линейной функции Построение графика функции y = k x Отыскание точек пересечения графиков аналитически Отыскание значения функции по значению аргумента Отыскание промежутков знакопостоянства функции Нахождение наибольшего и наименьшего значений Расположение точек на координатной плоскости Параметры усвоения темы Список класса № Диагностическая карта по теме«Линейная функция» (7 класс) 1 Построение графиков Решение задач Решение уравнений Преобразование выражений Решение систем уравнений Вычисления Виды усвоенных навыков Список учащихся № 2. Диагностическая карта, в которой параметрами выступают приобретенные навыки выполнения основных заданий курса, может заполняться по результатам целого ряда проверочных работ. Диагностическая карта по алгебре, 7 класс. Подобные диагностические карты заполняются в течение года. В них фиксируется с помощью знаков «+» или «-» выполнение или невыполнение заданий указанных видов в различных проверочных работах. 3. Параметрами диагностической карты могут быть этапы решения задач. Такая карта поможет отследить причины невыполнения каждого задания и составить программу коррекционных действий по ликвидации проблем. Ответ Оценка полученных результатов Чтение графиков Построение графиков Преобразования Составление уравнения Этапы решения Вычисления План решения 1 Смысл задачи Список класса № Диагностическая карта может отражать этапы решения задачи повышенного уровня сложности. Диагностическая карта к заданию № 5 2 б 4 3 б 3 б 2 б 1 б 1 б 6 5 3 2 1 Оценка задания в баллах Номер задания Всего баллов Оценка Список класса 1 № В течение года ведется систематический учет и контроль уровня образовательных достижений учащихся. По результаты проверочных работ заполняются таблицы. В них указывается количество баллов, набранных учеником за каждое задание и работу в целом. Подобная информация позволяет более точно определять уровень обученности ученика и осуществлять индивидуальный подход в дальнейшей работе. Можно привести множество примеров использования диагностических карт и разнообразных таблиц учета образовательных результатов учащихся в практике работы учителей школ. Содержательная и статистическая информация, которая содержится в диагностических картах и таблицах: позволяет более индивидуально вести коррекционную работу;повысить объективность при выставлении оценок за четверть и год. Повышение содержательной составляющей оценки, систематический учет и контроль знаний:конкретизируют и направляют деятельность учащихся, способствуют их образовательному росту, переходу на новый уровень обученности. Результат: Повышается заинтересованность учеников в учебных достижениях по предмету. У учащихся появляется уверенность в своих силах, что позволяет им активно включаться в творческий процесс на уроках и во внеурочное время.