«Моделирование, как эффективный способ коррекции речевого развития у детей — логопатов».


«Моделирование, как эффективный способ коррекции речевого развития у детей - логопатов». Василенко Елена ДмитриевнаВоспитатель высшей квалификационной категорииМДОУ № 40 «Сороконожка»г.Усть-Илимск2015 год. Актуальность.К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольникамиотносится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах». Плутарх. Недостатки, выявленные у детей по результатам диагностики уровня сформированности навыка построения связного высказывания : связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;уровень информативности высказывания очень низкий. Цель: Сформировать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к её саморазвитию. Основные задачи содержания деятельности по развитию речи дошкольников, которые заключаются в формировании у них: Разных структурных уровней языковой системы ( лексики, грамматики, фонетики);Элементарного осознания явлений языка и речи ( ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);Языковых обобщений в области грамматического строя речи ( морфологии, словообразования, синтаксиса);Речевой активности, воспитании интереса и внимания к родному языку. Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Использование моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:– служит определенным методом познания;– является программой для анализа новых явлений.Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:Знакомство с графическим способом представления информации. Формирование навыка дешифровки модели. Формирование навыка самостоятельного моделирования. Эффективность работы: Легче решать задачи, когда поиск правильного решения опирается на специально созданную модель, которая в схематичной форме отражает отношения между объектами.( Результаты научных исследований педагогов- новаторов: Б.Д.Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.М.Ветровой, А.А.Литвинюк.) Метод наглядного моделирования помогает: При рассматривании предмета самостоятельно определить его главные свойства и признаки;Установить последовательность изложения выявленных признаков;Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания. В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: - геометрические фигуры; - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); - планы и условные обозначения, используемые в них; - контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания; - и многие другие. Виды моделирования: Условно-схематичное изображение.Двигательно - сериационные .Временно-пространственные.Силуэтное изображение;Схематичное изображение.Планы -схемы. Условно-схематичное изображение. Игра «Что в круге?» Игра «Путешествие» «Игра линией». Графические характеристики-портреты:Нерешительный, неуверенный, то кричит, то смеётся, то плачет;Никогда не знаешь, чего ожидать, резкий, грубый;Хороший, но нервный;Спокойный, уравновешенный;Целый день занят делами;Всех ругает, настроение плохое, гремит как гром;Добрая, мягкая, ласковая как солнышко;Всё время поёт;Улыбается. Двигательно - сериационные Составление модели предмета из различных деталей. Освоение принципа замещения. Временно-пространственные.Составление сказок, представленных в виде блоков-рамочек. Составление сказок по блок-схемам Силуэтное изображение Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Схематичное изображение.Схемы-сказки изображенные детьми.«Богатырь и Змей-Горыныч»«Волшебная птица», «Девочка и Фея» и т.д. Жил-был король. Он любил очень музыку. И вдруг на королевство напал змей - горыныч. Но в королевстве жил богатырь, он его (змея) победил. У короля была дочка. Король выдал её за молодого богатыря Одна девочка поехала на бал и там она встретила Фею. Фея превратила девочку в красавицу. На балу был король, он выбирал себе невесту. Потом король с невестой поехали к нему во дворец. У короля была волшебная птица, она им указывала дорогу во дворец. По дороге в лесу они встретили медведя… Жила-была девочка, она очень хотела увидеть добрую фею. Ей помог найти зайка и волшебное дерево. Фея познакомила девочку с королём. Король пригласил их в своё королевство и девочка осталась с ними жить. Игра «Замри».(Выполнение движений по схеме.) Планы -схемы. Для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов можно использовать схемы Ткаченко Т.А. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребёнка с объектами и др.) Применение наглядного моделирования. Разучивание пословиц, поговорок, стихотворений. Разучивание пальчиковых игр Пальчиковая игра «Дом» Составление загадок. Фрагментарное рассказывание по пейзажным картинам. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Рассказ-описание с введением живых персонажей. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции Логопедическая сказка. Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом: педагог читает сказку ребенку; ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно); затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки; педагог моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту; ребенок пересказывает сказку по модели. Формирование элементарных математических представлений. Составление задач по схеме. В лесу гуляли звери и люди. Сколько было людей? Сколько было зверей? На сколько одних больше, чем других? Ознакомление с природой и окружающим миром. Игра «Чудесная лестница» Игра «Составь растение по моделям». Опыт работы свидетельствует: использование метода наглядного моделирования при подготовке дошкольников к школе является эффективным способом коррекции речевого развития у детей-логопатов. Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас к взаимному сотрудничеству!