Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения и письма в специальных(коррекционных) школах VIII вида


Коррекционно – развивающие упражнения на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Подготовила учитель начальных классов Соколенко Татьяна Николаевна2014 год Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученикаКонкретными недостатками развития психомоторной сферы являются: - несформированность зрительно-двигательных координаций;- недостаточный уровень дифференцированности мышечных усилий руки;- недостатки в развитии микромоторики.У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв:- нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону букв);- отсутствие связных движений при письме, «печатание» букв;- плохой, небрежный почерк;- очень медленный темп письма;- сильный тремор(дрожание руки);-слишком большое напряжение руки при письме; Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения. Основные проявления трудностей, вызванных данной причиной, состоят в следующем:- замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме и чтении, недописывание слов и предложении, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв;- трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;- неправильное чтение похожих по начертанию букв;- затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова; Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения. Конкретная психологическая причина, лежащая в основе этой группы трудностей, состоит в несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции.Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть: - неумение обнаруживать свои ошибки; - возрастание количества ошибок к концу работы;- выполнение требований учителя в неполном объёме;- трудности с формированием двигательного навыка письма;- медленный темп письма. Развитие произвольного зрительного внимания. Развитие зрительного анализа Найди буквы, состоящие из одинакового количества элементов – « палочек». Н Ж Ш А К Б Развитие зрительного синтеза Выработка помехоустойчивости зрительного восприятия Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ о зайце.Этот … зверек живет в лесу. У него … ушки, … хвост. Передние лапки … , а задние … . Шубка у зверька летом … , а зимой … . ВыводыОсновная задача коррекционно - развивающих упражнений – обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.Также задачей коррекционно-развивающего обучения является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей, а также их социально-трудовая адаптация.Коррекционно-развивающие упражнения на уроках чтения и письма способствуют совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления.