Презентация по предупреждению типичных ошибок при сдаче итоговой аттестации по ИЯ


Эффективные стратегии подготовки к итоговой аттестации по ИЯ и предупреждение типичных ошибок МОУ «СОШ №2 р.п. Сенной Вольского района Саратовской области»Горбунова О.С. Методика подготовки к ЕГЭ и ГИА При подготовке и проведении Аттестации по иностранным языкам не следует забывать о специфике содержания обучения ИЯ в школе, которая обусловлена способами и формами итоговой проверки.Основными объектами итогового контроля являются: Речевая компетенция: Она проверяется через умения: в говорении (в монологической и диалогической формах); в аудировании (понимание основного содержания прослушанного и выборочное понимание прослушанного); в чтении в двух его видах (понимание основного содержания прочитанного, полное понимание прочитанного); в письменной речи (написание личного письма, письменного высказывания с элементами рассуждения). Языковая компетенция Она предполагает проверку лексических и грамматических знаний и навыков. Социокультурная компетенция Она проверяется опосредованно через содержание текстов для чтения и аудирования, насыщенных различными социокультурными фактами, а также через тематику устной и письменной речи. Важно при этом умение учащихся соблюдать нормы устной и письменной речи, принятые в странах изучаемого языка. При повышении качества подготовки учащихся к сдаче экзамена необходимо активно формировать и развивать умения, составляющие коммуникативную иноязычную компетенцию через четкую систему тренировочных упражнений.В то же время, экзамен требует дополнительного знакомства с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках.Поэтому учитель должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием навыков работы в новом экзаменационном формате. Аудирование Типичные ошибки:В задании на выбор из 3 вариантов ответа (верно/неверно/в тексте не сказано) особые затруднения вызывают вопросы с опцией «в тексте не сказано». В инструкциях сказано, что данная формулировка означает, что «на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа». И всё же, типичная ошибка экзаменуемых- попытка дать положительный или отрицательный ответ без опоры на текст, исходя из собственных представлений и общих знаний.Также типичными ошибками при выборе ответов бывают: экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах; экзаменуемые выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что правильный вариант, как правило, выражен синонимами. Необходимо научить учащихся следующим стратегиям: прочитать инструкцию и определить, требуется ли извлечь основную информацию, запрашиваемую информацию, либо точную, полную информацию из текста; важно выработать умение понимать в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания; нужно не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания; необходимо умение отсеивать второстепенную информацию при извлечении запрашиваемой; выбор ответа в заданиях на понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что вы думаете или знаете по предложенному вопросу; после 1 прослушивания необходимо отметить наиболее вероятные ответы (выделяя ключевые слова), а во время 2 прослушивания – сконцентрироваться на той информации, которая была пропущена в 1 раз или вызвала сомнения; необходимо иметь ввиду, что в заданиях часто используются синонимы, антонимы, а не конкретные слова из текста. Чтение В экзамен включены задания на проверку сформированности и навыков следующих видов чтения: понимание основного содержания сообщений, несложных публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы; полное и точное понимание информации публицистических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы; выборочное понимание необходимой информации из текста; понимание структурно-смысловых связей текста. Понимание основного содержания текста Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты (ознакомительное чтение). Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста. Здесь важно умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение. Нужно учится догадываться о значении ключевых слов из контекста. Здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное- уметь обобщить содержание текста, выделять наиболее важние мысли.Нельзя застопориваться на первом же незнакомом слове. При выполнении подобных заданий не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь. Как подготовить учащихся к выполнению задания обсудите с учащимися, что нужно уметь для успешного выполнения задания подобного типа, а именно: находить ключевые слова и определять лексические поля; дайте задание разделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части; дайте учащимся список ключевых слов и выражений и попросите придумать заголовок к тексту, из которого они взяты; подготовьте задания на определение класса списка предметов или классификацию предметов из предложенного списка; обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени. Извлечение необходимой информации Поисковое или просмотровое чтение имеет цель выяснить, содержит ли текст какую-либо полезную читателю информацию. При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего использования. Это может быть дата, время, описания, аргументация и т.п. При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация в дальнейшем. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста- лишняя трата времени. Поэтому при обучении необходимо строгое ограничение во времени. Как подготовить учащихся к выполнению задания Каждый раз давая задание прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время. При поиске ответов на вопросы к тексту, обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в саих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста. Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому. Полное понимание прочитанного Или изучающее чтение. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащиеся должны уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного выводы. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста. Как подготовить учащихся к выполнению задания Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос. Проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки. Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация. Посвятите один-два урова на ознакомление учащихся сос словами и выражениями, описывающими чувства и эмоции, и их синонимами. Давайте задания на формирование умения «читать между строк» - делать выводы и интерпретировать прочитанное. Типичные ошибки экзаменуемых экзаменуемые неверно заполняют бланк ответов: заносят в него лишние символы или заносят ответ в неправильные позиции; неправильно определяют ключевые слова; пренебрегают контекстом и дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова; стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста; выбирают ответ в задании В3, основываясь только на структуре или только на содержании изъятой из текста фразы. Стартегии Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из нее максимум информации.Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучить учащихся не переводить каждое слово в тексте. Важно учить школьников понимать ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания, и не обращать внимания на слова, от которых не зависит понимание основного содержания.Если по заданию требуется понять тему отрывка, следует приучить его внимательней читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема или основная идея текста.Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то , что требуется.При обучении чтению с извлечением запрашиваемой информации следует ограничивать время выполнения заданий. Следует обращать внимание учащихся на средства логической связи: союзы и союзные слова, вводные слова, местоимения и т.д.Если задание требует извлечь необходимую информацию из прочитанного, учите школьников обращать внимание на вопросительные слова в заданиях. Письмо Типичные ошибки при написании личного письма недостаточный (избыточный) объем; текст не разделен на обзацы; материал изложен неполно; письменное задание не соответствует заданным коммуникативным целям; главные вопросы не раскрыты (раскрыты частично); отсутствует логическая связь внутри предложений и между ними; неумение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом; Наиболее грубые нарушения при написании письма личного характера написание достоверного адреса с указанием района, села; письмо подписывалось реальной фамилией и именем обучающегося; подпись ставилась в правой стороне; отсутствовали заключающие и завершающие фразы; не соблюдались абзацы; допускались орфографические ошибки; все предложения в письме были написаны через запятую, как одно большое предложение. Стратегии Знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, обсуждать специфику коммуникативной задачи определенного типа. научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения; тренировать учащихся в выполнении письменного задания разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании;учить анализировать свои работы и редактировать их в заданном направлении; соблюдать деление текста на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста; сохранять логическую связь текста как внутри предложений, так и между предложениями. При написании письменного высказывания с элементами рассуждения (С2) наиболее типичными ошибками являются подмена одного жанра письменного высказывания другим, а именно сочинение «Моё мнение» заменяется сочинением «За и Против» либо личным письмом; отход от темы и «топиковость»; несоответствие стиля письменному высказыванию с элементами рассуждения; несоответствие аргументации заявленному тезису (мнению); отсутствие развернутой аргументации; неправильное формирование контраргументов; неумение сформулировать проблему в начале высказывания (просто повторение формулировки задания) и сделать вывод в конце; неправильное деление текста на абзацы; неиспользование или неправильное использование средств логической связи; лексико-грамматические ошибки; несоблюдение требуемого объема. Стратегии обратить внимание на инструкции к заданиям. Строгое следование заданному плану задания обеспечивает хороший уровень его выполнения; важно научить обучающихся умению анализировать и редактировать свои работы; тренировать учащихся в выполнении письменного задания разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании; необходимо обращать внимание обучающихся на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы ( во избежание ошибок). Говорение. Типичные ошибки. порядок слов; недостаточный объем высказывания; трудности в запросе информации; нарушение структуры предложения; отсутствие сформированных навыков и умений речевого взаимодействия с партнером. Стратегии тренировать устную речь на заданиях интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, повышает активность, находчивость при ответах; отрабатывать разговорные формулы, которые помогут им вежливо поддержать разговор и обеспечать успешное общение с собеседником; развивать способности к обоснованности ответов, хорошей аргументации; развивать у учащихся умение четко выполнять поставленную задачу, т.к. в реальной жизни язык используется именно для этой цели; в задании «Монологическое высказывание» важно, чтобы экзаменуемый не рассказывал ТЕМУ. Проверяется спонтанная речь. в задании «Диалог- расспрос» учить реально общаться с собеседником, реагировать на его реплики, задавать уточняющие вопросы; во время подготовки к ответу писать ключевые слова, служащие основой монолога. Знакомство с форматом ЕГЭ и ГИА – это ещё одно условие успешной сдачи экзамена.Федеральный институт педагогических измерений размещает всю необходимую информацию по ЕГЭ и ГИА на сайте www.fipi.ruКаждый год публикуются открытые демонстрационные варианты.