Презентация по произведению М. Твена Приключения Гекльберри Финна (5 класс)


Раздел 4: «Как мы становимся взрослыми» Тема урока: «Приключение-игра-жизнь» по произведению Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»(урок рефлексии) Задачи урока: определить тему, основную идею, актуальность этого произведения;определить основные проблемы, которые поднимает автор;выполнить сопоставительный анализ литературных портретов главных героев и высказать своё к ним отношение;сформулировать свою точку зрения на изученное произведение. Смысл имени Гекльберри Этим словом называется родственная голубике и чернике мелкая ягода, распространённая в Северной Америке. С 1835 года слово фиксируется в значении «незначительный человек». Информация о прототипе Гека Финна Прототипом Гека был друг детства Твена – Том Блэнкеншип. Марк Твен писал: «В «Гекльберри Финне» я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым, всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городе и постоянно счастливым. Все мы ему завидовали». Основные проблемы, которые раскрывает автор: проблема свободы;проблема дружбы;проблема человеческого счастья;проблема воспитания;проблема общества;проблема рабства… Свобода Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.Воля, независимость, беспрепятственность, простор, раздолье…Свобода – состояние души. Юному другу Не требуй от трудов своих награды, Их плод – не для тебя, а для людей, И в тяжкий час ищи себе отрады Лишь в том, что есть у памяти твоей. Когда из этой чаши ты пригубишь, Пойдём! – нам общий путь определён. Но прежде всем верни всё то, что любишь, Всё то, чем, словно кладом, наделен. Тогда свободен станешь и силён. Ян РайнисЧто, по мнению автора, делает человека свободным? Основная тема произведения - поиски настоящей, искренней свободы. Свобода – драгоценный дар, который не так-то просто получить. Счастье По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводится как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка съ – в значении «хороший» и часть – «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие». Хочешь быть счастливым – будь! Сам бейся, сам суди и сам твори, Сам дверь себе для счастья отвори. Ян Райнис Воспитание – это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку. В. А. Сухомлинский. Буквальное значение слова воспитание – «вскармливание». Мудрое русское слово питомец связано со словом питать. Питается ребенок не только молоком матери и хлебом насущным, но и духовной пищей. Как ваши родители воздействуют на вашу душу? Для чего это необходимо? Основная идея произведения - Марк Твен написал книгу не только для взрослых – о мире и детях, но и для детей – о них самих и мире таких «непонятных» взрослых. Писатель раскрывает перед читателем детскую психологию, моральные качества своих положительных героев. Он любуется их отвагой, поэтизирует дружбу, осуждает социальную несправедливость. Противопоставляя добро и зло, возвышенное и низменное, раскрывает своё отношение к миру, событиям, происходящим в его стране, в жизни целом. Марк Твен поёт гимн детству и всему, что связано с этим замечательным, волшебным периодом в жизни каждого человека. Главными для Марка Твена всегда оставались простые люди и самая обыкновенная жизнь. Просто счастливая жизнь. «Гимн детству, переложенный прозой» - эти слова принадлежат самому Марку Твену. Он показывает жизнь такой, какая она есть, и просит читателя повнимательнее приглядеться, чтобы увидеть то, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая. Может, именно потому, что мы не приглядываемся к обыденному, и теряется что-то неуловимое, но очень-очень важное?Все произведения Марка Твена соответствуют одному принципу – принципу правдивого изображения будней Домашнее задание Подумайте, кому из героев этого произведения можно поставить памятник? Как должен выглядеть этот памятник? Из какого материала он будет сделан? Какие слова можно написать на памятнике? В какой момент будет изображён герой? Подготовить рисунки или макеты памятника.