Почва — среда жизни организмов. Состав почвы.


продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения; в процессе опытов установить состав почвы; развивать мышление, наблюдательность, любознательность. Почва Типы почв Черноземные Подзолистые Практическая работа Опыт 1 Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидите? Какой вывод можно сделать? Опыт 2 Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы. Прижмите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидите? Что доказывает этот опыт? В почве есть ВОЗДУХ. В почве есть ВОДА. Практическая работа Опыт 3 Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт? Опыт 4 Прокаленную почву, в которой сгорел весь перегной насыпьте в стакан с водой, размешайте. Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите? В почве есть ПЕРЕГНОЙ. В почве естьГЛИНА и ПЕСОК. Практическая работа Опыт 5 Возьмите несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды поместите на стекло. Подержите стекло над водой. Что вы видите? Сделайте вывод. В почве есть СОЛИ и МИКРОБЫ ВОДА ВОЗДУХ ПЕСОК ГЛИНА МИКРОБЫ СОЛИ ПЕРЕГНОЙ ПОЧВА Вода с растворенными солями Углекислый газ Кислород Крахмал Как образуется почва? Подумайте, как давно появились первые участки почвы? Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. Растения Животные, черви,личинки и т.д Лишайники Микроорганизмы Круговорот веществ Перегной Образование солей Используют растения Питаются животные Отмирание растений и животных Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство;уничтожение парков и скверов;непродуманный выпас скота;вырубка леса;Почву размывает вода;Выдувает сильный ветер; Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя сводить леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова;Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав;Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву. Проблемный вопрос Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)? Подумай! Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть в лесу за 500000 лет на лугу за 3225 леттам, где нет растений –всего за 15 лет - О чем говорят эти расчеты ученых? Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет20см за 5 – 6 тысяч лет Объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете». §27, с.119 вопросы http://i052.radikal.ru/1104/fc/e462648f5b88.jpghttp://s008.radikal.ru/i306/1104/d1/59032698b963.jpghttp://s52.radikal.ru/i137/1104/81/4c39b977d31f.jpghttp://s57.radikal.ru/i155/1104/57/41be849b80f8.jpghttp://i010.radikal.ru/1104/2f/50b7ba4fc4fa.jpghttp://s19.radikal.ru/i192/1104/33/19865fa56bf6.jpghttp://s016.radikal.ru/i335/1104/81/9178b128c6d3.jpghttp://www.ikt.oblcit.ru/11/gonsharenko/sait/10.htmhttp://urozhayna-gryadka.narod.ru/erozia.htmВ. М. Пакулова, Н. В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс.