Презентация по литературному чтению Тема детства в рассказах Петька на даче Л. Андреева и Ванька А.Чехова


Тема детства в рассказах Л.Н. Андреева «Петька на даче» и А.П. Чехова «Ванька» Городские детиГородские дети, чахлые цветы,Я люблю вас сладким домыслом мечты.Если б этот лобик распрямил виски!Если б в этих глазках не было тоски!Если б эти тельца не были худы,Сколько б в них кипело радостной вражды!Если б эти ноги не были кривы!Если б этим детям под ноги травы!Городские дети, чахлые цветы!Все же в вас таится семя красоты.В грохоте железа, в грохоте камнейВы – одна надежда, вы всего ясней!С. Городецкий Рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька» – это рассказ – воспоминание и рассказ – мечта одновременно. Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях.Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.  «Разговор двух почтальонов».- Давайте и мы представим такой поворот событий:1 почтальон: - Смотри, какой странный адрес!2 почтальон: - Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим.1 почтальон: - Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.2 почтальон: - Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?1 почтальон: - Да ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло до дедушки Ваньки.Д/З написать ответ Константина Макаровича. Рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» – это рассказ - событие. Его содержание – отдельный момент жизни мальчика. Названием автор подчеркнул значимость центрального эпизода - пребывание на даче.Рассказ можно разделить на 3 части:Петька в городе. (Примерно 2,5 страницы.)Поездка на дачу. (4,5 страницы.)После возвращения с дачи.(1 страница.) Два мира жизни Мир города Дача Деревья серые от пыли. Жители квартала грязно и странно одеты, у них равнодушные, злые лица, они бранятся. Тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Танцы, музыка, весёлые, смеющиеся нарядные господа. Петька. Маленькая, сгорбившаяся в углу на стуле фигура. Глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Похож на состарившегося карлика. Петька. Глаза перестали казаться сонными, морщинки исчезли, как будто по лицу провели горячим утюгом. Равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон. Мальчишеских дел оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду. Сделаны маленькие открытия: бегать босиком в тысячу раз приятнее… Ванька Петька различие Из родных только дед, Константин Макарыч, который никогда не навещает мальчика. Есть мать, Надежда, работает кухаркой, иногда приезжает навестить. Родился и рос в деревне. Родился и вырос в городе. Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея, барышня Ольга Игнатьевна, у которой она служила горничной, выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Грамоты не знал; «не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов»; нравилось беседовать с Николкой, который был постарше года на три Петьки. Учился сапожному ремеслу. Осваивал парикмахерское дело. Нянчит хозяйского ребёнка по ночам, не высыпается. Спал много и всё равно хотелось спать, часто казалось, что всё вокруг него неправда, а длинный и неприятный сон. Сходство Одного возраста, примерно 9-10 лет;знают, что значит жить «в людях»;обучаются ремеслу и трудятся, получая зачастую тычки и побои;оба мечтают о возвращении в тот мир, в котором были счастливы;мечта вряд ли осуществится;лишены радостей детства. Как сложилась дальнейшая судьба Ваньки и Петьки? Картина «Тройка» Василий Григорьевич Перов ВыводГероями рассказов Л. Н. Андреева и А. П. Чехова становятся мальчики, «которым отказано в детстве». Несмотря на свой возраст, они уже знают, что значит жить «в людях», ведь в будущем придётся полагаться только на себя. Но будет ли у них это будущее? Вопрос открытый.Перед нами авторы, которые неравнодушны к судьбе своих героев. Они не могут в ней ничего изменить, но и молчать они тоже не могут и поэтому рассказывают об этом, понимая: действительность страшна, потому что она лишает ребёнка радостей детства.