Особенности потребностно-мотивационной сферы подростков склонных к интернет-зависимости


Тема: «Особенности смысловой сферы подростков, склонных к Интернет-зависимости». Лопатина Анастасия СергеевнаНаучный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Cмайлова Светлана Александровна Цель исследования – изучить особенности смысловой сферы подростков, склонных к Интернет-зависимости. Задачи исследования:• Осуществить теоретико-методологический анализ современных подходов к исследованию особенностей смысловой сферы в подростковом возрасте.• Выявить уровень потребности в поисках ощущений у подростков, склонных к Интернет-зависимости.• Определить особенности социальных потребностей подростков склонных к Интернет-зависимости.• Выявить уровень мотивации избегания неудач и достижения успеха у этого контингента. Гипотеза: у подростков, склонных к Интернет-зависимости, фрустрированы потребности в принадлежности к социальным группам и доверительном дружеском общении, для них характерны высокий уровень мотивации избегания неудач и низкий уровень мотивации достижения успеха по сравнению с подростками, не склонными к Интернет-зависимости.Объект исследования - смысловая сфера подростковПредмет исследования - особенности смысловой сферы подростков, склонных к Интернет-зависимости. Теоретико-методологическую базу исследования составляют современные теоретические положения адиктологии и психологии аддиктивного поведения по изучению феномена Интернет-зависимости (А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, А.Е.Жичкина ), теория смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев); общепсихологических исследования мотивации (Л.И. Божович), общие положения возрастной психологии (В.С. Мухина, Л.Ф.Обухова, Д.И. Фельдштейн).Теоретико-методологическая база исследования: Методы исследования:• теоретические методы: историко-теоритический и сравнительный анализ отечественной и зарубежной научной литературы;• эмпирические методы: наблюдение, тестирование (Тест на Интернет-аддикции (Т.А. Никитин, А.Ю. Егоров), тест на интернет-зависимость (интерпретация С.А. Кулакова), методика М. Цукермана «Диагностика потребности в поисках ощущений », опросник межличностных отношений В. Шультца (ОМО), русскоязычная версия FIRO-B, методика« Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса» и методика« Диагностика мотивации к достижению успеха Т.Елерса»);• методы математической статистики (непараметрический критерий U-Манна Уитнi). В исследовании принимали участие:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ГруппыПолВозрастКоличество испытуемыхСклонные к Интернет-зависимостимужской15 лет20 подростковНе склонные к Интернет-зависимости20 подростков Диагностика потребности в поисках ощущений: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ШкалыОсновная группаКонтрольная группаВыраженность потребности во включении10,759,55Реализация потребности во включении-2,351,65Выраженность потребности в контроле7,8510,2Реализация потребности в контроле1,10,2Выраженность потребности в принятии13,158,85Реализация потребности в принятии00,4Опросник межличностных отношений В. Шультца: «Диагностика мотивации к достижению успеха» «Диагностик мотивации к избеганию неудач» Теоретический анализ особенностей смысловой сферы личности в подростковом возрасте показал, что кардинальные изменения в ее структуре и функционировании у подростка касаются, прежде всего, системы мотивации. Мотивационная сфера приобретает иерархическое строение, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникают на основе сознательно принятого решения, много интересов начинают принимать характер устойчивого захвата. Изменяется мотивационная структура процесса общения: первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, основанные на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов, ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе. Возможно также возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения, в частности, Интернет-зависимость.Для подростков, склонных к Интернет-зависимости, в большей степени, чем для подростков контрольной группы, характерно стремление к новым бесконтрольных впечатлений, может провоцировать их на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Подростки, не подвержены интернет-зависимости, умеют контролировать свои потребности в ощущениях, открыты новому опыту, но сдержанные и рассудительные в необходимых моментах принятия решения.У подростков основной выборки в отличие от подростков группы контроля фрустрирован потребность в принадлежности к различным социальным группам, в близких, доверительных отношениях. Испытывая трудности в установлении реальных дружеских контактов, в саморозкриттi, они реализуют эти потребности посредством Интернет-общения, где не предъявляется четких требований к личности собеседника и можно предстать в любом образе, играть любую роль.У подростков, склонных к Интернет-зависимости, оказывается доминирование мотива избегания неудач и низкий уровень мотивации достижения успеха. Интернет-общения в связи с высокой степенью анонимности создает безопасные условия для взаимодействия, сводя к минимуму риск быть отвергнутым. В то же время такое общение не требует внутренней работы над преодолением собственных коммуникативных барьеров и усилий, необходимых для достижения успеха в построении близких доверительных отношений в реальном мире.Выводы: Спасибо за внимание!