Презентация по географии на тему:Использование ИКТ как средства повышения эффективности обучения географии.


Использование ИКТ как средства повышения эффективности обучения географии.Выполнила: М.В. Рюмшина, учитель географии Содержание школьного географического образования тоже не стоит на месте. Наступивший век информационных технологий требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы обучающегося разнообразной информацией, которая содержится во все возрастающих по объему школьных учебниках географии, сколько обучению умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать её. Введение ФГОС ООО второго поколения предполагает смену парадигмы получения образования - от знаниевой, развивающей в большей степени память обучающихся, к системно-деятельностному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Новый учитель для новой школы даёт школьникам не столько знания, сколько в первую очередь учит детей учиться, делает процесс познания интересным и привлекательным. Новые задачи невозможно решить, используя устаревшие методы обучения географии. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности обучающихся на уроке. С учётом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) обучающихся.Обучающихся должны иметь возможность сами освоить приемы работы с учебником, географической картой в атласе и настенной картой, отбирать нужные им знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ. универсальные учебные действия обучающихсяиспользовать приобретённые знания в повседневной жизни, профессиональном самоопределении. вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды. составлять географические описания и характеристики географических объектов.исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы, природы и общества непосредственно в природе и социуме. Метапредметные требования к реализации основной образовательной программы, заложенные в ФГОС, предусматривают формирование умений работать с электронными источниками информации, проводить учебно-исследовательскую и проектную деятельность и выполнять другие универсальные учебные действия (УУД). Овладение обучающимися универсальными учебными действиями готовит выпускников школ к самостоятельному обучению и саморазвитию в условиях современного информационного общества. Информатизация образования ставит задачу формировать ИКТ-компетентность учителя и обучающихся, готовность к диалоговому взаимодействию в электронной сети, умения позиционировать себя и результаты своего труда в глобальной (региональной) сети взаимодействия, развитие социального партнёрства школы и институтов социкультурной образовательной среды Новый УМК «Сферы» «География. Планета Земля» обеспечен электронными образовательными ресурсами помогающими вести самостоятельный поиск географической информации, оценивать последствия антропогенного воздействия на природу отдельных территорий Земли, своей местности, моделировать и прогнозировать пути решения выдвинутых проблем в ходе исследований, оформлять полученный продукт, результат деятельности в виде слайд-шоу, буклета, компьютерной презентации. Инновационность новой линий УМК «Сферы» «География. Планета Земля» предусматривает с 5 класса строить обучение по географии в режиме самостоятельной познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения. Поэтому актуальность использования ИКТ при обучении географии бесспорна. В своей практике я использую ИКТ непосредственно в учебном процессе; организую самостоятельную работу обучающихся по географии во внеурочной деятельности; применяю информационные технологии для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр по географии, электронных энциклопедий, заданий по атласу и т.д.). При построении учебных программ по географии необходимо помнить, что:на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до обучающихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать.на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где обучающиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов; на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки.интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция, разрабатываемая средствами Microsoft Office. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с помощью интерактивной доски. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТпринцип целостного представления о мирепринцип деятельностипринцип минимаксапринцип вариативностипринцип творчествапринцип психологической комфортности При использовании ИКТ на уроках в практике работы опираюсь на следующие принципы:принцип целостного представления о мире: учебное содержание отобрано в соответствии с современными представлениями и взглядами на географическую науку;принцип деятельности: позволяет коренным образом изменить роль обучающегося. Он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности;принцип минимакса: учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения географии, которое обеспечивает освоение уровня, задаваемого стандартом; принцип вариативности: позволяет ставить обучающегося в позицию выбора, где из большого объема учебного материала обучающихся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям;принцип творчества: позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых обучающемуся требуется придумать собственный метод;принцип психологической комфортности: позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого обучающегося, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности. актуализации знаний; объяснении нового материала; в практической деятельности;при закреплении знаний; обобщении и систематизации знаний; контроле знаний и умений В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса при: Использование ИКТ на уроках способствует формированию компетенций у обучающихсяУчебно-познавательнаяОбщеучебнаяИнформационнаяКоммуникативная Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у обучающихся:Учебно-познавательная компетенция (осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.).Общеучебная компетенция (получает новый толчок за счет использования обучающимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность). Информационная компетенция (напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИКТ технологиями).Коммуникативная компетенция (включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе). Использование ИКТ повышает мотивацию обучающихся, стимулирует их увлечённость школьными предметами, способствует в конечном итоге повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку обучающихся к жизни в информационном обществе. Большое внимание уделяю тому, какой вклад вносят обучающихся в создание презентации. Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю самостоятельные творческие работы - создание презентаций по выбранной учеником стране, например, «США», «Франция: далёкая и близкая», «Япония» (10-11 класс), «Природные зоны России»(8 класс), «Домашние и дикие животные»(5 класс), «Искусственные водоемы» (6 класс). Интернет-ресурсы позволяют включать в учебный процесс научную и научно-популярную, справочную, статистическую, познавательную и образовательную информацию. Организуя работу обучающихся в сети Интернет, выполняю роль координатора, рекомендуя школьникам искать географическую информацию методом от общего к частному, т.е. осуществлять поиск по ключевым словам. Интернет-ресурсы активно используются школьниками при подготовке рефератов по географии. Внедрение ИКТ в процесс обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предмета. Данные технологии позволяют вносить совершенно новые компоненты в содержание урока, организовывать учебный процесс с четко заданной целью и планируемым результатом. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе. Активное и эффективное внедрение этих технологий в образовании является важным фактором создания современной системы образования. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка;- формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Основные формы работы с ИКТ на уроках географии:Непосредственное применение в учебном процессеПрименение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий. Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. Программа Power Рoint при подготовке к урокам является незаменимым помощником. С её помощью создаётся мультимедиа технология, которая позволяет объединить на одном носителе различные формы представления информации. Это приложение позволяет мне самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любой теме с минимальными временными затратами.Появляется возможность использовать фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию, структурированные тексты с иллюстрациями, использовать ссылки на сайты Интернет, а также не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными частями урока. Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию учащихся, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций ТРЕБОВАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ СЛАЙДОВЛаконичностьЧеткость шрифтаСпокойная заливка фонаНе перегружать слайды зрительной информацией.Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:избегать монотонности учитывать смену деятельности учащихся по ее уровнямдать возможность успешно работать всем учащимсяучитывать фактор памяти ребенка Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитие мыслительных способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Список литературы: Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения. М,Учитель,№4, 2007. Доблаев Л.П. Программированное обучение в школе. - Саратов.: Из-во СГУ, 2008 Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2009 Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения.М.,ИПП,2010Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., Дрофа, 2000Практические задания и методические рекомендации по использованию информационных технологии. М.,ХК ИППК ПК,2002 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.,Народное образование,2000. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? М.,Педагогика, №11, 12,2007.