Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим и в повседневной жизни».


Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим и в повседневной жизни». Воспитатель МДОУ «Детский сад №1 с.КорткеросФилиппова Светлана Ивановна. Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности Содержание работы Диагностика Актуальность проблемы Планирование Цели и задачи Занятия(путешествия,игры, опыты) Совместная деятельностьвоспитателей и детей Самостоятельнаяработа детей Работа с родителями Предметно-развивающаясреда Предварительнаяработа(набл., экскурсии,чтение худ.лит.) Актуальность проблемы Известно, что ребёнок дошкольного возраста отличается удивительной активностью в познании окружающего мира. Интерес к исследованиям у него появляется довольно рано. С раннего возраста он берёт предметы в рот, их щупает или гремит (пробует на вкус). У него постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине, о форме, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.Непосредственный контакт ребёнка с предметами ил материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.Д ети дошкольного возраста должны овладеть способами познания предметов. Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности Содержание работы Диагностика Актуальность проблемы Планирование Цели и задачи Занятия(путешествия,игры, опыты) Совместная деятельностьвоспитателей и детей Самостоятельнаяработа детей Работа с родителями Предметно-развивающаясреда Предварительнаяработа(набл., экскурсии,чтение худ.лит.) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ (средняя группа) К концу года дети могут:пользоваться обобщающими словами;определять качество и свойства предметов (бумага, ткань, дерево, металл, резина, пластмасса);различать и называть предметы природного и рукотворного мира;определять состояние погоды;различать и называть основные цвета и их оттенки;различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части, детали, назначение предметов и действия с ними;различать и называть по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты;использовать органы чувств для определения свойств предметов: глаза (зрение), руки (осязание), нос (обоняние), язык + рот(вкус), знать название органов чувств;овладеть простейшими символами;различать воду, снег, лёд, знать их свойства и связывать воедино как состояния воды;просматривая демонстрационные опыты, участвовать в их реализации, описывать происходящее и выдвигать предположение о результате. Диагностика Критерии оценки:Высокий уровень развития (В – 2,6 – 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет все задания, активно проявляет творчество и инициативу.Средний уровень развития (С – 1,8 – 2,5 балла) – задания выполняет с небольшой помощью взрослого, в большинстве случаев проявляет познавательный интерес. Низкий уровень развития (Н – 1 – 1,7 балла) – затрудняется выполнять задания даже помощью взрослого, малоактивен. ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ (старшая группа) К концу года дети могут:определять сезон года и рассказать о его особенностях;определять принадлежность животного к зверям, птицам, насекомым; знать основные признаки принадлежности, символически изобразить его; отличать травы, кустарники и деревья, описывать их основные признаки;рассказать и опытным путем подтвердить условия роста и жизни растений, указать последовательность развития растения;классифицировать предметы по качествам, свойствам и материалом (бумага, дерево, металл, резина и т.д.);иметь представление о лупе, бинокле;проводить сравнительный анализ;в зависимости от цели подбирать материал для опытов;использовать уже имеющийся опыт, выдвигать и обосновывать гипотезы;выявлять причинно – следственные связи;проводить долгосрочные наблюдения с ведением дневника (календарь погоды).иметь представление о живой и не живой природе; Критерии оценки:Высокий уровень развития (В – 2,6 – 3 балла) – познавательный интерес устойчив. Ребенок проявляет инициативу и творчество, оказывает помощь сверстникам. Самостоятельно выполняет все действия, поясняет свои действия, делает выводы. Средний уровень развития (С – 1,8 – 2,5 балла) – осуществляет все действия, но затрудняется их пояснить. Высказывается с помощью взрослого, не всегда проявляет инициативу и творчество. Низкий уровень развития (Н – 1 – 1,7 балла) – выполняет действия в заданной последовательности самостоятельно. С помощью воспитателя устанавливает способы по определению связей, изменений, самостоятельности и творчества не проявляет. Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности Содержание работы Диагностика Актуальность проблемы Планирование Цели и задачи Занятия(путешествия,игры, опыты) Совместная деятельностьвоспитателей и детей Самостоятельнаяработа детей Работа с родителями Предметно-развивающаясреда Предварительнаяработа(набл., экскурсии,чтение худ.лит.) Цели Цель: Развивать у детей основы экологического мышления в процессе и на основе проведения элементарных опытов.Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов, развивать любознательность. Задачи Учить детей воспринимать предметы целостно, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).Формирование умения обследовать предметы разной формы, при обследовании включать движения рук по предмету, совершенствовать глазомер.Развивать умение самостоятельно определять материалы из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов, структуру и температуру поверхности, твёрдость, мягкость, хрупкость, прочность, блеск, звонкость.закрепить умение определять цвет, величину, форму, вес предметов.Сравнивать и классифицировать предметы по назначению, цвету, форме, материалу.Называть самые разные предметы, знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.Дать представления о том, что растение живые существа (для роста и развития необходима земля, вода, тепло, свет), эти условия обеспечивает человек. Учить узнавать некоторые свойства предметов (песок, вода). Внести в группу предметы, позволяющие детально рассматривать знакомый предмет (лупа). Формировать представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.Дать представление о способах вегетативного размножения растений.Дать представление о движении воздуха и воды (круговорот воды в природе), о свойствах минералов.Формирование представлений о человеке (мои помощники нос, глаза, уши и т.д.) Учить детей доказывать и объяснять. Помогать детям логично и понятно высказывать суждения.Развитие самостоятельности, в воспроизводящей и творческой деятельности, детской инициативности. Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности Содержание работы Диагностика Актуальность проблемы Планирование Цели и задачи Занятия(путешествия,игры, опыты) Совместная деятельностьвоспитателей и детей Самостоятельнаяработа детей Работа с родителями Предметно-развивающаясреда Предварительнаяработа(набл., экскурсии,чтение худ.лит.) Форма организации Основной формой организации опытно-исследовательской деятельности является проведение занятий с использованием опытов-исследований. Самое главное придерживаться следующих принципов:От простого к сложному;Интерес детей;Свобода выбора.Помощь взрослого должна быть ненавязчива. Дети должны получать радость от своих открытий, радость творчества.В проведении экспериментально-исследовательской работы выделяются следующие этапы:- определение типа, вида и тематики занятия – экспериментирования (например «волшебница - вода», «поиск воздуха»);- определение и постановка целей и задач (как правило, это познавательно развивающие, воспитательные задачи);- игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления (дидактические игры);- поиск и предложение возможных вариантов решения;- непосредственное проведение эксперимента;- обобщение полученных данных в различных формах (мнемотаблицы, схемы, рисунки детей, дневник наблюдений и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования;- вывод. Большое значение имеет наглядность: таблицы, картинки-схемы, рисунки самих детей, картины, иллюстрации из энциклопедий. Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности Содержание работы Диагностика Актуальность проблемы Планирование Цели и задачи Занятия(путешествия,игры, опыты) Совместная деятельностьвоспитателей и детей Самостоятельнаяработа детей Работа с родителями Предметно-развивающаясреда Предварительнаяработа(набл., экскурсии,чтение худ.лит.) Предметно-развивающая среда Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Для этого в первую очередь необходимо обеспечить специальную предметно - развивающую среду. Для этого в группе мы выделили специальный уголок, и называем его «Уголок любознательных», где разместили:1) природный материал (песок, глина, камешки, почва, ракушки, шишки, различные виды круп).2) Семена овощей и цветов (огурцы, помидоры, кабачки, морковь, редис, ноготки, астры)3) Бросовый материал (пробки, стаканчики из под йогуртов, пуговички, пустые коробочки и др.)4) Оборудование для проведения опытов (стаканчики, ложечки, тарелочки, контейнеры для сыпучих продуктов, лупы, клеёнчатые фартучки, зеркала, сито, трубочки для коктейлей).5) Дидактические игры: «Земля и её жители», «Времена года», и изготовленные мною: «Потрогай, пощупай, сообрази», «Чьи семена?», «Чудесный мешочек», а в изготовлении игры «Шуршалки, шумелки» приняли активное участие родители вместе с детьми Модель содержания работы по опытно-экспериментальной деятельности Содержание работы Диагностика Актуальность проблемы Планирование Цели и задачи Занятия(путешествия,игры, опыты) Совместная деятельностьвоспитателей и детей Самостоятельнаяработа детей Работа с родителями Предметно-развивающаясреда Предварительнаяработа(набл., экскурсии,чтение худ.лит.) Успех занятий зависит от предварительной работы: (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, материалов, зарисовок отдельных явлений фактов и др.). Фиксирование результатов Важное значение имеет фиксирование результатов, после чего дети в первую очередь закрепляют полученный опыт и знания, а потом они имеют возможность рассмотреть зарисовки и запомнить проводимые опыты, обсудить друг с другом. В процессе такой работы у детей развивается память, внимание, образное мышление и мелкая моторика рук. Полученные на таких занятиях знания находят отражение и в повседневной жизни детей и в их творческой деятельности. Работа с родителями Родители принимают активное участие в обогащении предметно-окружающей среды, вовлекаются в выполнение домашних заданий. Они ежегодно принимают активное участие в выставках детского сада например, «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Осенние фантазии», и группы «изделия из теста» и др.Для привлечения родителей к совместной деятельности с детьми, даю детям общие домашние задания. Например: провести дома опыты с водой, что растворяется в воде. В уголке для родителей «Играйте вместе с нами», предлагаю различные игры с природными материалами и предметами, а в рубрике «это интересно» рассказываем родителям, чем мы занимались на занятиях и какое домашнее задание дано детям. Заключение Так в процессе детского экспериментирования дети учатся:• видеть и выделять проблему;• принимать и ставить цель;• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения, выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;• фиксировать этапы действий и результаты графически.У детей развиваются нравственные качества такие как желание заниматся сообща целеустремлённость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, умение общаться друг с другом. «Экспериментальная деятельность дает толчок не только к общему развитию, а также к развитию творческих способностей».Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.