МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯВыполнил:Свиридова Елена Анатольевна, заместитель директора по чебно – производственной работе ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей автотранспорта» Общие компетенции – компетенции, необходимые для социально-продуктивной деятельности любого современного человека. Профессиональные компетенции — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач Главным результатом подготовки выпускника образовательных учреждений среднего профессионального образования должна стать не столько система знаний, умений и навыков, сколько его соответствие интегрированной модели, выстроенной в соответствии со стандартами нового поколения и требованиями работодателей, т. е. «модели выпускника». Оценка уровня обученности студентов: их профессионально важных качеств и компетенций, дает возможность провести мониторинг результатов обучения, системы ценностей, побудительных сил и готовности к тому или иному виду деятельности, общению. Но мало определить уровень квалификации обучающихся, важно повышать этот уровень, максимально эффективно реализовывать заложенные компетенции в процессе обучения. Практическую ценность имеют подобранные для каждой профессиональной позиции формы организации формирования компетенций, разнообразные методы и технологии обучения. Ведь реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Первый уровень квалификацииПрофессиональная позиция: исполнитель, участник регламентируемого производственного процесса. Основания оценки результатов образования: стандартные задания выполнены на репродуктивном уровне в соответствии с установленными производственными нормами под непосредственным контролем. Осознает ответственность за результат профессиональной деятельности и собственное поведение.Организация работы по формированию компетенций: лекция-презентация, экскурсии на предприятия, семинарские занятия, лекции-беседы, лекции с элементами проблемных заданий, эвристический диалог, моделирование технологических процессов, поисковые упражнения.Методы и технологии обучения: традиционное обучение, монологический метод, метод программированный. Второй уровень квалификации Профессиональная позиция: активный и социально ответственный участник производственного процесса.Основания оценки результатов образования: сложные социально-профессиональные ситуации решены на творческо-эвристическом уровне в различных областях жизнедеятельности под общим контролем. Проявляет инициативу и ответственное отношение к саморазвитию.Организация работы по формированию компетенций: проблемная лекция, лабораторные и практические занятия.Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, КСО, профессионально-ориентированная технология, игровые технологии. Третий уровень квалификации Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с административными функциями и широким набором ролей, включенных в многообразную систему общественных отношений.Основания оценки результатов образования: стандартные и нестандартные ситуации решены оптимально. Берет на себя ответственность за формирование оптимальных производственных отношений. Имеет аргументированную собственную позицию, взгляды.Организация работы по формированию компетенций: групповые дискуссии, бинарные учебные занятия, работа в парах: работа в малых группах, самостоятельная работа в ходе учебной и производственной практик.Методы и технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, деловые игры, решение учебно-ситуационных задач, метод проектов. ОбозначениеКритерииMax 32Min 1 Профессионально важные качества (ПВК)1Хорошая координация движений2Развитое пространственное воображение3Техническое мышление4Логическое мышление5Математические способности6Высокий уровень концентрации и устойчивости внимания7Умение применять новое в практике8ОтветственностьПрофессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельностиТехническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машинПК 1.1Осматривать техническое состояние систем, агрегатов и узлов строительных машин.ПК 1.2Демонтировать системы, агрегаты и узлы строительных машин и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.ПК 1.3Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты и узлы строительных машин.Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, приборов автомобилей.ПК 2.1Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.ПК 2.2Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностейПК 2.3Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.Выполнение сварки и резки средней сложности деталей.ПК 3.1Собирать изделия, сваривать, наплавлять дефекты.ПК 3.2Выполнять ручную машинную резку.Общие компетенции Слесаря по ремонту строительных машинОК 1Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 2Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.ОК 3Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.ОК 4Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.ОК 5Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК 6Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.ОК 7Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).Критерии сформированности конкурентоспособности профессиональной деятельности будущего квалифицированного рабочегопо профессии: 23.01.08 СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН Предложенная модель выпускника апробируется. Ее цель – обеспечивать качество подготовки конкурентоспособных специалистов. Критерием образовательных результатов, которых выступит их успешная социальная и профессиональная деятельность.