Работа с подростками по профилактике алкогольной и наркотической зависимости


Пока не поздно… Родительский всеобуч МБОУ Комаровская СОШЗАТО Комаровский Работа с подростками по профилактике алкогольной и наркотическойзависимости Подготовлено социальным педагогом МБОУ КСОШЩербина Е.Р. Формирование ЗОЖ у подростков в общеобразовательных учреждениях Проблема алкогольной и наркотической зависимости подростков в настоящее время выходит на одно из важнейших мест. Социологические исследования показали, что большое количество подростков хотя бы раз в жизни сталкивались с этой проблемой: пробовали пить пиво или спиртные напитки, курили травку, имеют друзей принимающих наркотики Характерной чертой подросткового возраста, способствующей приобщению к наркотикам является: Повышенная внушаемостьСклонность к группированиюСклонность к подражательным действиям Причины первых проб наркотиков(по результатам анкетирования) Из любопытства – 66.7 %За компанию – 66,7 %Отвлечься от неприятностей – 27.8 %Новые ощущения – 65.6 %От нечего делать – 12.2 %Модно, круто – 31 %Под давлением со стороны – 16,6 %Другие причиныДосадить близкимВзяли на «слабо»Заставили обманомИз-за любви Основными моментами в профилактической работе среди подростков являются: Обучение подростков умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациямФормирование у подростков отрицательного отношения к наркотикам и последствием их потребленияПривитие привычек здорового образа жизни Программа профилактики ПАВ(табакокурение, алкоголизм, наркомания) «Линия жизни» Цели данной программы:создание и укрепление у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от психоактивных веществ.Задачи: развивать у старшеклассников компетентности в отношении здоровья и здорового образа жизни;оказать помощь подростку в сложных жизненных ситуациях в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения; формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям. Личность и индивидуальность.Самоуважение.Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения.Чувства и эмоции СтрессПринятие решений.Права личности и уважение прав других.Построение отношений с близкими людьми.Сопротивление давлению социального окружения.Как отказаться от предложенных наркотиков.Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ.Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.Последствия употребления наркотиков.Законы распространения наркомании Достижение основной цели программы осуществляется через сочетание принципов: •возрастной адекватности – предъявляемый материал, формы и методы соответствуют психологическим особенностям старших подростков;•научной обоснованности – содержание программы базируется на данных психологии, медицины - осознание ценности здорового образа жизни;•практической целесообразности – материал программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с развитием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением приобщения к ПАВ;•позитивности – акцент предъявляемого материала смещен с борьбы с негативными проявлениями и последствиями на развитие и укрепление здоровья, мотивацию ЗОЖ, выбор здоровой жизненной позиции, умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение и свое будущее. Формы работы Принципы выражают идеологию здоровья. Для того, чтобы эти принципы были усвоены детьми, они должны “проживаться” каждым ребенком, выстраиваясь в его повседневный опыт. Тактика эффективной работы с детьми включает следующие формы: поведенческое обучение (тренинги умений, помогающие ребенку противостоять насилию, давлению сверстников, развивающие умения высказывать свое мнение, выражать свои чувства);обучение через игру (ролевые игры, способствующие развитию социальной компетентности учащихся);организацию самопомощи (обучение приемам самопомощи, релаксации). формы работы с учащимися: Анкетирование БеседыРодительские собранияРолевые игрыИгровые упражненияКруглые столыВыпуск буклетов, бюллетенейПроектная деятельность по профилактике ПАВАгитбригадыТематические классные часыВолонтёрское движение школьниковУчастие в территориальных и областных акциях, конкурсахПрограмма предполагает формирование навыков ассертивного поведения, обладая которыми, подросток будет способен противостоять давлению любого негативного социального окружения и ситуации. Для повышения эффективности восприятия подростками материала программа разбита на 3 блока: 1.Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях социализации.2.Оказание психологической поддержки старшекласснику с учетом его индивидуальности.3.Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками. Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ: 1.Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.2.Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения.3.Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.4.Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.5.Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека Межведомственное взаимодействие залог успешной профилактической работы Администрация школыРодительская общественностьОтдел по работе с молодёжьюКДНиЗП ЗАТО КомаровскийОВД МО ЗАТО Комаровский ДЮЦ «Ровесник»БиблиотекиСпортивная школаЦентр психологической помощи и консультирования «Территория доверия» Тема. Формирование образа “Я” у подростков. Самооценка или чувство самоценности. Виды самооценки. Симптомы низкого самоуважения ребенка. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Способы повышения низкой самооценки у детей. Самооценка как составляющая здоровья: любить себя – быть здоровым. Дружба, хорошие отношения, доверие как способы укрепления самооценки и психического здоровья.Практическая работа: диагностика самооценки по методике, анализ результатов. Коллективная выработка рекомендаций по коррекции заниженной самооценки у подростков Тема . Трудная ситуация- как быть? Способы поведения. Стратегии помощи детям в преодолении кризисных ситуаций. Роль стресса в жизни: мобилизация, дезорганизацияПрактическая работа: Упражнения, направленные на обучение способам снятия психоэмоционального напряжения. Групповое обсуждение темы: “Как найти выход из безвыходной ситуации?”, обсуждение примеров, связанных с острыми переживаниями участников. Как тебя наказывают? Есть у тебя право голоса при решении семейных вопросов? Какие напитки ты покупаешь для друзей на свой день рождения? Есть ли среди твоих знакомых ребята, побывавшие в тюрьме? Ты куришь? Как ты проводишь свое свободное время? Можешь ли ты за компанию совершить поступок, за который ты можешь быть серьёзно наказан? Когда тебя оскорбляют ты… Диагностика «ЖИЗНЕНЫЕ ЦЕННОСТИ» Цель: изучение системы ценностных ориентации и внутренних конфликтов личности Методика «Незаконченные предложения» Вредные привычки это…Самыми пагубными вредными привычками я считаю…Последствиями вредных привычек считаю…Сигарета в руках это показатель…Если мой друг начнет употреблять наркотики, то я… Методика «Незаконченные предложения» Хорошая жизнь – это ________________________________Я хочу, чтобы _______________________________________Быть счастливым – это значит _________________________Самое главное в жизни _______________________________Если бы я был волшебником ___________________________Когда есть свободное время, я _________________________Цель моей жизни ____________________________________Знания нужны, чтобы _________________________________Я боюсь ____________________________________________