Презентация на тему Создание здоровьесберегающей среды как условие повышения качества образования


Создание здоровьесберегающей среды как условие повышения качества образованияПрезентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Основная школа» г. Ясногорска Тульской областиДемина Елена Алексеевна Содержание1. Концептуальная основа здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения2. Цели и задачи здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения3. Основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательного учреждения4. Обновление содержания практики образования5. Работа школы по реализации здоровьесберегающих технологий. Понятие здоровьяЗдоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия(Устав Всемирной организации здравоохранения) 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.В систему здоровьесбережения входят В настоящее время в нашем образовательном учреждении создается новое качественное состояние , которое имеет концептуальную основу здоровьесберегающей деятельности:1. Формирование культуры здоровья учащихся: приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение; развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; формирование негативного отношения к табаку, алкоголю; формирование культуры знаний учащихся о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей и т.д. 2. Все аспекты образовательного процесса направлены на формирование культуры здоровья учащихся. Это длительный процесс, который требует использования всех средств, форм и методов. Мы рассматриваем здоровую жизнь человека в единстве психического, физического, социального и духовного здоровья. Формирование культуры здоровья охватывает обучение, развитие и воспитание детей. Все это находит отражение в функциях управления образованием: при планировании, контроле и анализе образовательного процесса. 3. Освоение здоровьесберегающих технологий. Особое значение уделяется реализации важного принципа – сознательности и активности, предполагающих заинтересованность школьника в образовательном процессе.4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя весь комплекс условий осуществления образовательного процесса.5. Воспитание общей культуры и культуры здоровья как ее неотъемлемой части. Роль учителя заключается в формировании жизненных приоритетов, мотивации к здоровью и обучение основам здорового образа жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Здоровьесберегающие образовательные технологии Цели и задачи здоровьесберегающей деятельности Цель: Создание механизма регулирования здоровьесберегающей деятельности, который позволяет направлять и стимулировать усилия педагогов, которые создают систему условий для сохранения здоровья. Задачи: 1. Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования, для чего следует исходить из построения образования на индивидуальной основе.2. Создание у учащихся устойчивой мотивации к здоровью и обучение их здоровой жизнедеятельности. Требует от учителя освоения важнейших методических и дидактических компетенций профессиональной деятельности, которые помогли бы ему вызвать интерес у учащихся в получении и освоении максимально доступной информации по этому вопросу. 3. Развитие двигательной активности и учет индивидуально – личностных возможностей учащихся в условиях нашего образовательного учреждения. Каждый ученик школы должен быть здоров, чтобы реализовать свои возможности с максимальной пользой для себя и общества. «Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья учащихся в том случае, если в школе будут не только учить, но и подавать пример здорового образа жизни». Задачи школы с позиции здоровьесбережения:- Сохранение высокого уровня реального здоровья школьника - Формирование культуры здоровья- Подготовка к дальнейшей успешной жизни. Основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, здоровьесберегающей инфраструктуры школы.Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года.Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся.Интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс. 5. Применение средств, стимулирующих защитные силы организма (витаминизация, закаливание).6. Формирование положительной мотивации у учащихся и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий.7. Реализация мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию учащихся, охране психического здоровья, а также по оздоровлению учащихся, имеющих хронические заболевания.8. Повышение эффективности оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в школе санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к их освещению, оборудованию и планировке, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, организации питания учащихся и т.д. Обновление содержания практики образованияНа современном этапе состояния общества является проблема обновления содержания практики образования. Ученику необходимо получить определенную базу знаний, сформировать умения, выработать навыки по реализации здорового образа жизни, в связи с чем необходим тщательный отбор методов обучения. Личностные особенности учителя должны соответствовать системе методов обучения. Ведь чтобы преподаватели могли формировать ценности и деятельность учеников, необходимо, чтобы у них самих подобные системы уже существовали, и, кроме того, необходимо, чтобы сами педагоги к этому относились. Учителю необходимо включать в учебный процесс мероприятия, связанные со здоровьем, оценивать факторы риска здоровью, создавать оздоровительную школьную среду. «Повседневная жизнь в семье и в образовательном учреждении с конкретными действующими лицами – родителями, учителями – может действовать как мотивация и формировать содержание мира ребенка в том случае, если они основаны на положительных примерах. Это обстоятельство указывает на необходимость создания определенной среды в школе и дома, которая будет являться условием нового качества образования». Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровьяНа вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11-15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов. Вопросы 1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной. 2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец. 3. У меня есть привычка сутулиться. 4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь. 5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.9. Я не забочусь о своем здоровье.10. Бывает, я курю.11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить. 12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?а) безразличие;б) заинтересованность;в) усталость, утомление;г) сосредоточенность;д) волнение, беспокойство; е) что-то другое.14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;в) подают хороший пример;г) подают плохой пример;д) учат, как беречь здоровье;е) им безразлично мое здоровье. 15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?а) не оказывает заметного влияния;б) влияет плохо;в) влияет хорошо;г) затрудняюсь ответить.Обработка результатовПо вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.Интерпретация результатовБлагополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов. Результаты анкетирования Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихсяЗдоровье учащихсяучебный планвыбор УМКвыбор программуроки физкультурыспортивные секции и кружкидосуговая деятельность взаимоотношения с одноклассниками отношение учителей здоровье учителейОрганизация занятийвид учебной деятельноститехнологиистиль преподаванияотметка, оценка знанийобъем домашних заданийРежим функционирования школырежим днярасписание учебных занятийпитаниесанитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.)режим перемен



Возможности образовательного учреждения в сфере сохранения здоровья школьниковВ ходе учебного процессаНа уроках физическойкультурыФизкульт-минутки наурокахв 1-4 классахЗдоровье-сберегающие технологии на уроках Во внеурочное времяСпортивныесекции,спортивные мероприятия,Дни здоровьяОрганизация горячегопитанияПрофилактика вредныхпривычек и травматизма - Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами. - Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и учебной недели – важный фактор профилактики утомляемости и повышения работоспособности учащихся расписание занятий определяет эффективность работы образовательного учреждения. Анализ учебного процесса и режима учебной нагрузки - Сегодня, составляя расписание, мы стараемся учитывать степень трудности учебного предмета на основании данной шкалы. - Наибольшая нагрузка должна приходиться в школах I и II ступени – на вторник и четверг. - Сдвоенные уроки совершенно недопустимы в начальных классах, в средних классах возможны, но не желательны. - Не следует исключать и такой важный фактор, как педагогическое мастерство учителя, степень мотивации учащихся, которые способны как снизить утомительное воздействие учебных занятий, так и увеличить его. Администрацией организуется строгий контроль за объемом учебной нагрузки, количеством уроков в день, продолжительностью выполнения домашних заданий. Во время учебно-воспитательного процесса в школе ведется постоянная борьба с переутомлением, в системе проводятся занятия активно-двигательного характера. Внутришкольный контроль Должны включать в себя: - упражнения для глаз, - упражнения для мелких мышц пальцев рук, - обще-развивающие упражнения, позволяющие компенсировать недостаточную двигательную активность.Каждый комплекс состоит из 4-6 упражнений, каждое упражнение выполняется 6-8 раз и должно быть доступным для всех.Выполняются упражнения как сидя, так и стоя, амплитуда движения должна быть небольшой.Время проведения: не более 1-2 минут, целесообразно проводить их тогда, когда у учащихся начинают появляться первые признаки переутомления: снижается работоспособность, активность, нарушается внимание.Проводятся педагогом или физоргом класса.Физкультминутки 1. Создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;2. Обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры;3. Формирование физической культуры личности школьников с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;4. Совершенствование врачебно- педагогического контроля за организацией физического воспитания, периодический анализ и самооценка деятельности педагогического коллектива по реализации современных требований, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта в учебном заведении;5. Профилактика асоциального поведения учащихся средствами физической культуры и спорта.Ведущие направления в работе по физическому воспитанию Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство;Организация горячего питания школьников;Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни; - Наличие инструкций по охране труда; - Ведение журналов инструктажей по ТБ; - Акты-разрешения на проведение занятий в спортивном зале и учебных кабинетах; - Заполнение листка здоровья в классных журналах и наличие в школе накопительной информации о состоянии здоровья обучающихся; - Оборудование медицинского уголка.Работа нашей школы по осуществлению ведущих направлений по физическому воспитанию - Главное направление – профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания). - Второе направление – профилактика детского травматизма. Формы и методы работы: - Тематические классные часы, беседы, лекции; - Конкурсы газет, рисунков, сочинений; - Внеклассные мероприятия, соревнования; - Просмотр фильмов о влиянии вредных привычек на здоровье; - Работа с родителями; - Оформление уголков по профилактике ДТП, ППБ и т.п.Основные направления работы классных руководителей Здоровье ребенка либо строится, и это требует больших усилий и средств, либо оно разрушается, и это происходит само собой, без затрат и усилий.