Презентация Создание здоровьесберегающей образовательной среды


Создание здоровьесберегающей образовательной среды – важный этап в формировании здорового образа жизни обучающихсяХан Ольга Александровна,заместитель директора по УВР МБОУ Воскресенская СОШ “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”. А. Шопенгауэр «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач» Н.К. Смирнов«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...» В. А. СухомлинскийЗдоровье есть высочайшее богатство человека. Гиппократ «Без здоровья невозможно и счастье.» В. Г. Белинский«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.» В.Гюго Здоровье – это проблема медицинская, социальная, педагогическая, ведь всем понятно что здоровье определяет смысл и счастье человеческого бытия. Однако показатели здоровья вызывают беспокойство во всём мире. В последнее время отмечено резкое ухудшение состояния здоровья всех возрастных категорий населения России в том числе здоровье детей и подростков. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (среди учащихся их число не превышает 10-12%);Стремительный рост функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза, половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни).Следует обратить внимание на следующие факторы:
Изменилась структура хронической патологии, вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз), в 2-е – болезни почек и мочевыводящих путей. Увеличилось число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет 3 диагноза, 16-17 лет 3-4 диагноза.Следует обратить внимание на следующие факторы:
В Тульской области также отмечается ухудшение состояния здоровья детей и подростков. В 1995 г. в области родились больными или заболели в ранний послеродовой период 3,1 тыс. новорожденных, или 29,3% от числа родившихся. В 2004 г. число больных новорожденных увеличилось до 6,3 тыс. человек (49,1%). Профилактические осмотры учащихся образовательных учреждений Тульской области выявляют все большее число детей и подростков, нуждающихся в коррекции зрения, слуха, в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сердечнососудистой и нервной систем. {69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Сердечнососудистая система13%Органы дыхания1%Заболевания верхних дыхательных путей8%Желудочно-кишечные заболевания10%Центральная нервная система1%Эндокринология3%Костная система (плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки)2%Заболевания мочевыводящих путей (заболевания почек)8%Врожденная патология1,6% Весьма важным является вопрос о сущности понятия «Здоровый образ жизни», т.к. попытки выделить доминирующие составляющие могут привести к однобокому рассмотрению проблемы. «ЗОЖ – совокупность определенных действий, направленных на улучшение, оздоровление и приведение в порядок организма человека.» «ЗОЖ – отказ от вредных привычек, правильное питание, режим дня, двигательная активность.»Что такое здоровый образ жизни?Ответы учащихся 10 класса
ppt_y
ppt_y В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия «здоровье». Выделяют значительное количество его определений – около 300, ведь здоровье - очень сложное понятие, которое трудно определить однозначно. Физическое;Психическое;Социальное;Нравственное;Духовное.Выделяются следующие разновидности здоровья: Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (это педагогическое определение).Психическое здоровье – это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.Разновидности здоровья
Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Подобное выделение компонентов здоровья в некоторой степени условно, но оно важно.Разновидности здоровья

1. От его психического и физического состояния. Компании, в которой он находится, от генов.2. От отношений в семье, классе и общества в целом. От питания и экологии.3. От рационального питания, от личной гигиены и отказа от вредных привычек.От чего зависит здоровье человека? Ответы учеников 10 класса нашей школы: ЗОЖ – это качество и стиль жизни, в которых преломляется жизнедеятельность человека по отношению к сохранению и укреплению своего здоровья. ШФР - это те проблемы, которые являются результатом деятельности школы или системы образования в целом, а значит снижение (или полное устранение их негативного влияния находится в рамках деятельности самой школы). СтрессыИнтенсификация учебного процессаНесоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьниковПреждевременное начало дошкольного систематического обученияНесоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процессаШкольные факторы риска


Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровьяМассовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детейЧастичное разрушение служб врачебного контроляПровалы в существующей системе физического воспитанияОтсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ, в том числе профилактика вредных привычек, половое воспитание и сексуальное просвещениеШкольные факторы риска


Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма, комплексно и системно, длительно и непрерывно (ежедневно в течение 10-11 лет). Опасность влияния факторов риска усиливается тем, что их воздействие проявляется не сразу, а накапливается в течение ряда лет. Кроме того микросимптоматика этих нарушений не привлекает внимания врачей, педагогов и родителей до тех пор пока они не переходят в выраженную патологию. Главной задачей школы, родителей являются усилия, направленные на снижение и избежание школьных факторов риска. Поэтому целью здоровьесберегающей деятельности школы являются условия сохранения здоровья в структуре образовательного процесса. Создание у учащихся устойчивой мотивации к здоровью и обучение их здоровой жизнедеятельности.Создание здоровой образовательной среды. Понятие «образовательная среда» включает в себя весь комплекс условий осуществления образовательного процесса: организацию учебного процесса, обстановку в классе, школе, дома при выполнении образовательной деятельности; рациональную организацию самого процесса образования.Задачи для педагогов и родителей
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч.,в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. Воспитание общей культуры и культуры здоровья как её неотъемлемой части. Роль учителя и родителя заключается в формировании жизненных приоритетов. В воспитании культуры здоровья усилия учителей и родителей должны быть направлены на формирование у учащихся жизненной мотивации к здоровью и обучение их основам здорового образа жизни.Задачи для педагогов и родителей
Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;Формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий;Принципы оздоровительных технологий:

Реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальных и групповых уровнях мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию учащихся, охране психического здоровья;Принципы оздоровительных технологий:
Повышение эффективности оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения в школе санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к их освещению, оборудованию и планировке, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, организации физического воспитания, питания учащихся.Принципы оздоровительных технологий:
Здоровьесберегающие технологии на урокеПсихолого-педагогические технологии здоровьесбереженияТехнология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатовКомплексное использование личностно-ориентированных технологий.  Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: контроль за исправностью оборудования, соблюдением учащимися правил по охране труда и противопожарной безопасности, беседы о правилах поведения на перемене. Экологические здоровьесберегающие технологии: озеленение учебного кабинета, осуществление экологического образования на уроках окружающего мира. Компенсанаторно - нейтрализующие технологии: проведение физкультминуток и физкультпауз, эмоциональных разрядок или «минуток покоя», релаксационных упражнений; создание благоприятной атмосферы и ситуаций успеха. Здоровьесбережение в учебном процессе
Защитно – профилактические технологи: выполнение СанПиНов. Сохранение умственного здоровья: использование опорных карточек, схем, алгоритмов правил, тематических модулей, фрейм проблем и кластеров; чередование видов активности. Сохранение физического здоровья: проведение физкультминуток; учет особенностей учащихся; дифференцированный подход к детям; использование здоровьесберегающих форм учебного занятия (экскурсии, игры и др.) и оптимальных образовательных технологий; стимуляция внешней мотивации и внутренней мотивации. Здоровьесбережение в учебном процессе
Работают 14 секций и кружков, охват учащихся 82%.Проводится много спортивных мероприятий оздоровительного характера, Дни здоровья, ежедневные прогулки, зарядка, а на уроках – физкультминутки.В школе реализуется проект «Как сберечь здоровье?»Как обстоят дела у нас в школе Ежедневная зарядка Ежедневные прогулки Дни здоровья Физкультминутки Спортивные секции Спортивные мероприятия Некоторые ученики, имея хорошие физические показатели, не хотят участвовать в соревнованиях, различных мероприятиях. Нам очень трудно понять их мотивацию: не хочу не учиться, не заниматься физкультурой. К сожалению, приходится этот факт признать. В школе курят 22 человека ( из них - 9 девочек). Проблемы Беспокоит нас и тот факт, что некоторые учащиеся имеют лишний вес, потому что вместо здоровой пищи предпочитают сладкое и мучное. Наша задача - убедить школьников принимать здоровую пищу, тем более, что овощи у нас выращены на школьном участке.Проблемы Каждый руководитель образовательного учреждения, понимая значимость данной проблемы, решает её с учетом индивидуальных особенностей, опираясь на организационно-правовую форму функционирования образовательного учреждения, возможность создания структурных подразделений – центров содействия и укрепления здоровья школьников, траекторию развития учебного заведения, интеграцию образовательных, воспитательных и методических планов работы школы, содержание здоровьесберегающих технологий. Поэтому так важно создать здоровьесберегающую образовательную среду школы, способную последовательно, системно и качественно решать комплекс проблем, связанных со здоровьем учащихся на основе реализации современных педагогических технологий, программ и проектов оздоровления. В современной модели развития образования, которая рассчитана до 2020 года, обозначены новые составляющие современного востребованного обществом качества образования, среди которых главное – развитие умений заботиться о своем здоровье. СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ