Презентация Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения


Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования Подготовила: учитель начальных классовШацких Ирина Викторовна Актуальность Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Понятие навыка чтения у младших школьников в педагогической и методической литературе Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. правильность, беглость, сознательность, выразительность. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: Опыт формирования навыков чтения в начальных классах. Некоторые рекомендации, описанные мной в данной работе, давно известны. Другие отличаются новизной. Но я не буду здесь проводить деление на старое и новое. У Ф.Энгельса есть замечательная мысль о единстве консервативного и нового, и поэтому такое деление мне кажется несколько предвзятым, неправомерным. Для меня безразлично, старые это рекомендации или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса. Работа над сознательностью чтения Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Способность к пониманию читаемого развивается у детей постепенно, в процессе всей учебно-познавательной работы, одновременно с накоплением знаний, жизненного опыта и развитием логического мышления. Работа над развитием логического мышления на уроках чтения состоит главным образом в знакомстве детей с новыми для них понятиями и в установлении различных связей между ними. Связь знаний, полученных детьми при чтении, с жизненным опытом, является одним из способов, способствующих формированию сознательного чтения. Для развития сознательности чтения: беседа по прочитанному; работа над планом прочитанного произведения; различные виды словарной работы; творческий пересказ; работа с деформированными текстами и неоконченными рассказами. При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы: Словарная работа Демонстрация предмета или изображения его на картине.Экскурсия с целью наблюдения этого предмета.Рассказ учителя о предмете, явлении.Полное логическое определение понятия.Описание предмета.Подведение частного понятия под общее. (Антилопа – животное из породы оленей.)Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.)Обращение к составу слова.Обращение к контексту. Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным. Выразительность чтения Большое значение имеет правильно поставленное обучение выразительному чтению. Читать выразительно самому и учить выразительно читать детей – не одно и тоже. Методика обучения выразительному чтению основана на принципе: читать – значит проникать в смысл произведения, в образ слова. Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи: Выразительность чтения сила голоса (громко – тихо);темп чтения;тембр чтения;паузы;логическое ударение;повышение или понижение интонации. Эти умения отрабатываются с помощью следующих приёмов: Дыхательная гимнастика. Разноголосое чтение. («Прочитай стихотворение так, как бы его прочитала змея, ворона, сорока»). Упражнения на развитие голосового аппарата. (Произносим громко, тихо, шепотом). Отработка темпа чтения. (Произносим быстро, умеренно, медленно). Упражнения на дикцию. (Скороговорки, чистоговорки). Приём подражания учителю. Упражнения для совершенствования навыка выразительного чтения. Дыхательная гимнастика1. «Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. 2. «В лифте». Считай этажи на выдохе.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Отработка дикции и темпа чтения1. Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.2. ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару. Тренировка речевого аппарата 1. «Лошадка». Цоканье. 2. «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки.3. «Качели». Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад Интонационная разминка1. Прочитай предложение с разными интонациями: радостно, печально, ласково, гневно, шуточно. Наступила осень. 2. Прочитай. Выдели голосом выделенное слово. Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. безошибок, влияющих на смысл читаемого. Правильность чтения Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.1. Искажение звукобуквенного состава (пропуски, замена, искажение букв, слогов, слов). 2. Наличие повторов. 3. Нарушение норм литературного произношения. Правильность чтения 1) малое поле зрения при чтении;2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;З) нехватка дыхания;4) незнание орфоэпических норм; 5) незнание лексического значения слова;6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения. Причины ошибочного чтения: Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2) Предупреждение ошибок чтения: подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком). Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение  «про себя», образцовое чтение учителя. Беглость чтения Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:развитие оперативной памяти;развитие периферического зрения (угла зрения);развитие умения антиципации памяти;формирование устойчивого внимания;предупреждение повторов при чтении;пополнение словарного запаса ученика;развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для развития навыка беглого чтения. Упражнения на развитиеоперативной памяти слуховые и зрительные диктанты;списывание текста;диктанты по памяти. «Фотограф». В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями. Игры на развитие кратковременной памяти мак «Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово. рама зимний день зонтик лесные жители рак сок «Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти. НАЙДИ СЛОВА «Найди слова» Задание: слова спрятались среди букв. Попробуй их найти. О К Р СО М Д Л ЮсомА А В Г Н О Г А Ь У Енога С Т Ъ Ш И Т Р А В А ЙтраваТ О П Е Н А Л Ж В Г Ьпенал НАЙДИ МЕНЯ Чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов. Майский снегСнег идёт!Удивляются дети:"К нам зимаВоротиласьОпять?"Это простоНа яблонеВетерХочет все лепестки Сосчитать.(В.Приходько) Чтение «зашумленных слов». Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие. ЧТЕНИЕ СРЕШЁТКОЙ Лев и мышь. Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Л.Н. Толстой ФОТОГЛАЗ Оперативное поле – широкое поле одновременного восприятия, но не поле видения – видит ребёнок достаточно широко, целиком страницу, но одновременно за одну фиксацию его взгляда не воспринимает её содержание.Начинать работу по развитию оперативного поля у детей надо с гимнастики для глаз. Её введение можно начать ещё при обучении грамоте. Время проведения 1-2 минуты, т.е. 2-3 упражнения за занятие. Система тренировочных упражнений на развитиеоперативного поля (угла зрения). Гимнастика для глаз. (Все упражнения выполняются в положении сидя за партой). Откинуться на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно, зажмурить глаза, открыть глаза. Повторять 5-6 раз.Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговое движение против часовой стрелки. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перенести вор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторять 5-6 раз.Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения. Чтение «пирамидок слогов и слов». Задание: смотри на цифру. Читай слоги, слова. С 1 АМ 2 УН 3 ОП 4 ЫЛ 5 И КО 1 МАР ПАР 2 ТА КАР 3 ТА БАЛ 4 КОНДОС 5 КА «Непослушные слова». Задание: даны слова с буквами разного размера. Прочитай сначала слова, записанные маленькими буквами, затем – большими. СнОоМс нос сом КрОуЖкАарука кожа «Собери слова». Задание: соедините слоги первого и второго столбиков так, чтобы получились слова. СЛО З ГЛА М СТО Б ГРИ ЛСТУ Н Проверь себя!с л о н г л а з с т о лг р и б с т у л Упражнения на развитие умения антиципации памяти 1.Закончи пословицы: Делу время – потехе час . Кончил дело – гуляй смело. 2. Соедини части пословиц между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу. Готовь сани летом Не торопись языком За твоим языком торопись делом. не поспеешь босиком. телегу зимой. Упражнения, направленные на формирование устойчивого внимания. Чтение слов типа: Чистота-частотаДевушка-дедушкаШесть-шерстьГарь-пахарь-жарь. Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи: зелёный – зеленьбодрый – ободрился Таблицы Шульте «Игра в прятки». Учитель начинает читать текст не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель. «Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в собственных силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения. Упражнения и задания на пополнениесловарного запаса ученика при работе с текстом. Расположи вопросы по порядку содержания текста.Найди ответ в тексте на вопрос (вопросы на доске).Докажи, что заголовок выбран верно или выбери правильно заголовок (из предложенных).Подбери к заголовку соответствующую часть текста.Выборочное чтение. Пересказ по вопросам и без них. Упражнения, направленные на формирование динамического чтения, т.е. чтения блоками. «Буксир». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот же текст «про себя», стараясь поспеть за учителем. «Молния». По команде «Молния» дети начинают читать на максимальной скорости, а по какому-либо сигналу (например, удар карандаша по столу) дети продолжают читать текст, но уже «про себя». «Спринт». Памятка для чтения – спринт:Плотно сожми губы и зубы.Читай только глазами.Читай как можно быстрее.Ответь на вопросы к тексту. Это упражнение заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» текст. При этом в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать губы и зубы. У учителя должен быть контрольный вариант каждого текста с просчитанным количеством слов. После прекращения чтения, учитель проходит по рядам и отмечает то слово, на котором остановился каждый ученик, затем задаёт вопросы на осознание прочитанного. Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И.Т.Федоренко и В.Н.Зайцева. На каждом уроке использую следующие приемы: чтение за диктором; чтение в парах, групповое чтение; чтение с ускорением темпа; самозамер скорости чтения. В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Жужжащее чтение.Ежеурочные пятиминутки чтения.Чтение перед сном.Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).Многократность чтения.Приём стимулирования учащихся. Заключение Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Использование различных способов и приёмов способствует формированию грамотного беглого чтения, делает уроки чтения интересными, живыми и эмоциональными. Разнообразие заданий привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. “Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” А. Герцен “Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. В.А. Сухомлинский