Презентация по русскому языку «Активизация мыслительной деятельности учащихся через использование ИКТ при изучении раздела образовательной программы «НАРЕЧИЕ»»


МБОУ Тёшинская СОШМетодическая разработка раздела образовательной программыпо русскому языку авторы учебника – М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Учитель русского языка и литературы МБОУ Тёшинская СОШШарандина Наталья Львовнастаж работы – 10 лет п. Тёша 2012г. ТЕМА:«Активизация мыслительной деятельности учащихся через использование ИКТ при изучении раздела образовательной программы «НАРЕЧИЕ»» Цель проекта: разработка раздела образовательной программы по русскому языку с использованием компьютерных технологий по теме «Наречие» Задачи: - использование компьютерных технологий при изучении русского языка (тема «Наречие»); - повышение интереса учащихся к предметам (русский язык, информационные технологии); - возможность заниматься русским языком не только на уроке, но и дома; - выполнение разнообразных творческих заданиях (от увлекательной прогулки по городу Наречие, кроссворда, до практических заданий-тестов и модулей) Методическая разработка раздела образовательной программы «Русский язык 7 класс»«НАРЕЧИЕ» 1. Пояснительная записка 2. Структура содержания тематических модулей раздела программы 3. Учебно-тематическое планирование раздела «Наречие» 4. Учебно-методический комплекс 5. Список литературы 6. Результаты апробации содержания программы 7. Заключение Пояснительная записка Актуальность работы. Наречия являются наиболее часто употребляемой частью речи. Неверная передача его значения приводит к искажению смысла оригинала. Большое количество ошибок в написании наречий, особенно слитного и раздельного. Неумение отличать наречия от других частей речи. Большой интерес к данной части речи в современной науке. Недостаточная научная разработанность данного раздела. Необходимость оптимизации изучения данной темы на уроках русского языка. Актуальность использования ИКТ на уроках русского языка. Интенсификация образования. Управление обучением с помощью ИКТ приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Повышение интереса учащихся к сложному предмету. Правильность самооценки. Самостоятельность при повторении практического материала Принципы отбора содержания образования СИСТЕМНОСТИ НАГЛЯДНОСТИ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДОСТУПНОСТИ ПРОЧНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗИ СЖИЗНЬЮ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ Цель и задачи изучения раздела «Наречие» Цель: создание условий для усвоения учащимися закономерностей развития языка и понимания ими научной и практической его ценности и формировании высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции. ЗАДАЧИ Познавательная Развивающая Воспитательная освоить знания о наречии;выработать практические умения и навыки в ходе изучения раздела;совершенствовать орфографическую зоркость. развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику мышления;способствовать развитию речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку. воспитывать интерес и любовь к русскому языку; помогать в воспитании человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи; способствовать воспитанию стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений;прививать у учащихся качества требовательности к себе, объективности в самооценке. Ожидаемые результаты освоения раздела «НАРЕЧИЕ» Знать:особенности наречия как части речи;синтаксическую роль наречий в предложении;смысловые группы наречий;степени сравнения наречий и их образование;текстообразующую роль наречий;особенности образования наречий;особенности пунктуации наречий.Уметь:правильно ставить ударение в наречиях;использовать в речи наречия-синонимы и антонимыобразовывать разные формы наречийправильно выбирать слитное, раздельное или дефисное написание наречий;правильно выбирать варианты написания не с наречиями на –о и –е; одной и двух букв н в наречиях на –о и –е; букв о и е после шипящих на конце наречий; суффиксов –о и –а на конце наречий; ь после шипящих на конце наречий;различать наречия и категорию состояния. Тематическое планирование урока на примере одного урока № п/п Тема Вид Коли-чество часов Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Виды контроля измерители Знания, умения Средства обучения 2 Употребление наречий в речи. Комбинированный урок с использованием ИКТ 1 Роль наречий в речи, особенности их употребления в соответствии с лексическим значением и с типом текста Использование синонимии наречий с другими частями речи, ребусы, решение проблемных задач, работа с текстом, тесты Знать особенности лексического значения наречий и их употребления в речи; уметь находить наречия и определять их роль в тексте Учебник – «Русский язык» М.Т. Баранов, тетрадь, компьютерная презентация, карточки, кроссворды, ребусы, толковый словарь наречий Возможности использования ИКТ на уроках русского языка Ч        во вступительном слове учителя или учащихся;Ч         на этапе предъявления учебной информации;Ч         на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;Ч         на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);Ч         на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;Ч         на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;Ч         во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках, при подготовке к внеклассным мероприятиям;Ч         при подготовке к будущим ГИА и ЕГЭ. Использование ИКТ:в виде отдельной компьютерной презентации Иногда бывает Вам желательноДействие иль признак пояснить.Это значит нужно обязательноВам меня на помощь пригласить. П. Чесноков. Цель урока: научиться грамотно и уместно употреблять наречия в собственной речи (устной и письменной). в виде опорной схемы в виде таблицы НАРЕЧИЕСамостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака. Значение наречий Вопросы, на которые отвечают наречия Примеры образа действия как? каким образом? быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак времени когда? с каких пор? до каких пор? как долго? сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой места где? куда? откуда? вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади причины почему? отчего? сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому цели зачем? с какой целью? для чего? нарочно, назло, незачем, затем, зачем меры и степени сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды в виде ребусов в виде кроссвордов 1 2 3 4 5 6 7 Наречие обозначает пред­мет, действие или признак? В какой степени сравнения стоят наречия быстрее, хуже, лучше? в виде алгоритмов в виде карточек Карточка 9. Раскройте скобки.(В) восьмером, (в) двое, (в) девятеро, (в) девятых, (в) десятых, (во) вторых, (во) первых, (в) одиночку, (в) первые, (в) пятеро, (в) пятых, (в) седьмых, (в) третьих, (в) трое, (в) троем, (в) четверо, (в) четвером, (в) четвертых, (в) шестеро, (в) шестером, (в) шестых, (на) трое, (на) четверо, (по) одиночке, (по) шестеро, (на) двое. при проведении тестов Вариант 11. Выбери и отметь характеристики, относящиеся к наречию.а) Наречие — это служебная часть речи.б) В предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуе­мыми, определениями.в) Наречие — это самостоятельная часть речи.г) Наречия не изменяются.д) Наречие объясняет предмет.е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.2. В каждом столбике найди и укажи наречие:а) сплошной; д) полночь; и) далёкий;б) сплошь; е) спрячь; к) далеко;в) мелочь; ж) брошь; л) удали;г) отрежь; з) навзничь; м) далёк. при проведении контрольных работ; при написании изложений и сочинений; в виде буклетов; в виде компьютерных модулей; Сравнение изучаемых классов Результативность опыта ВЫВОД Внедрение современных компьютерных технологий приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, оказывает положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, происходит повышение уровня познавательного интереса, самостоятельности и активности учащихся. Процесс обучения становится более интенсивным и насыщенным. Учение с увлечением – это учение с великим трудом. Чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения, а оно в свою очередь подвигает на новый труд, еще более серьезный.