Презентация на тему Алгоритмизация как один из способов формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка в группах структурных подразделений.


Минеева Ольга СергеевнаУчитель русского языка и литературыМуниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 24» Отдай миру то, что хочешь для себя.2015 год Алгоритмизация как один из способов формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка в классах структурных подразделений школы. Условия формирования личного вклада в развитие образования Работа над формированием и развитием функциональной грамотности учащихся структурного подразделения и УКП ИК-9МБОУ «СШ №24» является частью работы всего педагогического коллектива школы, направленной на повышение эффективности педагогического процесса и обеспечения качества образования в условиях новых ФГОС.Вместе с учителями предметов гуманитарного цикла нашей школы я работаю над проблемой «Использование современных методов обучения на уроках предметов гуманитарного цикла в целях повышения успеваемости».А именно ,меня интересует вопрос о применении алгоритмов, схем и таблиц на уроках русского языка.Я принимала участие в городском семинаре по внедрению ФГОС в программы современного обучения ,в семинаре по подготовке к ЕГЭ. У меня есть личный сайт, страничка на сайте «Про школу», где я публикую свои опыты. Актуальность личного вклада в развитие образованияВ концепцию модернизации российского образования заложена потребность  общества в образованных, нравственных, думающих людях, которые могут ответственно и самостоятельно принять решения в ситуации выбора.По-прежнему востребован человек, умеющий грамотно и последовательно излагать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Поэтому одной из важнейших задач изучения русского языка в школе остается формирование у школьников прочных орфографических умений и навыков, так как  грамотное письмо является важным элементом общей языковой культуры и определяет функцию языка как средства общения людей в различных сферах деятельности. Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования   Ведущей педагогической идеей опыта является обучение орфографии на основе сопоставительных правил, что позволяет представить изучаемый материал в группах, объединённых по опознавательным признакам или по единому основанию. В результате происходит сокращение объёма изучаемого материала за счёт объединения правил в одну информационную единицу, обеспечивается надёжность усвоения и закрепления материала. Цель педагогической деятельностиЦелью педагогической деятельности является современное понимание ученика как языковой личности, субъекта когнитивной деятельности, который обладает набором определенных качеств, способностей и готовностей, предполагает включение в структуру и содержание лингвистической компетенции. Задачисоздание условий для формирования практических навыков грамотного письма путём ограничения объёма изучаемого материала;облегчение сложных разделов, освобождение от длинной цепочки рассуждений путём использования алгоритмов, схем,таблиц;углубление знаний учащихся; Ведущая педагогическая идеяДобиваться нужных результатов помогает определённая организация деятельности учащихся на уроках. Ведущая педагогическая идея моего опыта - организация работы по формированию лингвистической компетентности через систему алгоритмов, схем и таблиц, создание на уроках русского языка условий для совершенствования орфографических навыков учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, раскрытие творческого потенциала личности. Деятельностный аспект В связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой ставится задача - найти средства и приемы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. Одним из таких средств может стать программированное обучение.Под программированным обучением в педагогической литературе понимается такое обучение, которое осуществляется на основе специально составленных средств и приемов обучения, позволяющих давать и проверять материал частями (например, алгоритм). Материал в программе разбит на мелкие дозы («порции», «шаги»). Освоив одну такую дозу материала, ученик сразу же получает небольшое практическое задание или вопрос, направленные на немедленное закрепление того, что было только что прочитано, на выработку практических умений и навыков. Алгоритм - это (система точных, полных и понятных указаний исполнителю о содержании и порядке действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить ту или иную задачу или целый класс задач). Свойства алгоритмов: 1) (дискретность) 2) (определённость) 3) (конечность) 4) (результативность) 5) (массовость) Способы записи алгоритмов: 1) (пошаговословесный) 2) (формула) 3) (таблица) 4) (язык блок - схем) 5) (алгоритмический язык) 6) (языки программированны) Работа с алгоритмами, по мнению языковеда Власенкова А.И., должна строиться в несколько этапов. Различают три основных типа алгоритмов:Линейные (следования);Разветвляющиеся (развилка);Циклические(повторение)Линейный алгоритм – этот такой алгоритм, в котором все команды выполняются строго последовательно друг за другом. Разветвлённый алгоритм – это такой алгоритм, который содержит команду ветвления.Команда ветвления - это составная команда, в которой та или иная серия команд выполняется после проверки условия.Циклический алгоритм - это такой алгоритм, который содержит команду повторения.Команда повторения – это составная команда, в которой тело цикла выполняется несколько раз   I этап– это изучение нового правила и составление алгоритма применения его на письме в целях закрепления. II этап – рассуждение по алгоритму вслух с использованием образца рассуждения. III этап – рассуждение по памяти, не глядя в алгоритм, усвоение алгоритма в процессе практического его применения. IV этап – самостоятельное рассуждение про себя при выполнении задания. V этап – «свертывание» алгоритма, мгновенное распознавание орфограммы (автоматизированное действие Примеры алгоритмовВ старших классах вечерней школы целесообразным является использование как готовых алгоритмов, так и составление алгоритмов ,обобщающих значительные по объему орфографические сведения.. Вот пример обобщающего алгоритма, пригодный для большинства орфограмм. 1. Выделить орфограммы. 2. Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма: ↓ ↓ ↓ ↓ в приставке в корне в суффиксе в окончании 3. Определить части речи . 4.Выбратьправило и применить его Алгоритм правописания –И,-Ы после шипящих и Ц Проверить, в какой части слова стоит гласныйВ корне Да Слово на –ЦИЯ Нет Пиши –И Пиши –И В окончании Да Пиши Ы В суффиксе Да Пиши – ЫИсключения: ЦЫЦ,ЦЫГАН,ЦЫПОЧКИ,ЦЫПЛЁНОК Составление таблицСоставление таблиц ,как считает Гутенев В.Ф. в своей работе «К теории и практике обучения русскому языку»,является эффективным методом теоретико-практического обучения орфографии, поскольку уже сам процесс подготовки побуждает учащихся находить в материале общее и частное, типичное и случайное, а также выделять признаки, по которым родственные орфограммы могут быть объединены и включены в соответствующую рубрику таблицы. Пример самостоятельного составления таблицы.Правописание Н,НН в прилагательныхКак можно разделить правила , изложенные в параграфе?Их можно разделить на две группы.Как представить это в виде таблицы? Правописание Н,НН в прилагательныхнн1.Кож-ан-ый ,полотн-ян-ый , но оловянный, деревянный, стеклянный;Ут-ин-ый Зел-ён-ый - нн- Сон+н-ыйСолом-енн-ый, но ветреный(безветренный)3.Комиссионный4.Ценная (вещь) - ценна Наблюдение и анализСоставление таблиц невозможно без анализа орфограммы.Например, правило о слитном и раздельном написании не с существительными объясняется методом наблюдения и анализа в сочетании с самостоятельной работой учащихся. Эту работу завершает коллективное составление таблицы.С л и т н о Р аз д е л ь н о1) не – часть корня есть противопоставление (без не не употребляется) не – частица 2) не – приставка (можно заменить словом без не)   Приём составления синквейнаС помощью таких приемов,как синквейн, в творческой форме на своих уроках   осуществляю формирование коммуникативной компетенции.Синквейн помогает запоминать орфограммы. Синквейн» — это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:- первая – имя существительное, задающее тему стихотворению;- вторая – два  прилагательных к данному существительному;- третья - три глагола к данному существительному;- четвертая – осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;- пятая- заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное    отношение ко всему сказанному. Синквейн на правописание Н,НН в причастиях Ночь.Были окна Синими складкамиОпущенных шёлковых штор Скрыты. ----------------------  Асфальт Промок насквозь.И выключают светЗаплаканные, серые Дома ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКАДанный опыт отражает как тенденции общественного развития, так и региональную  политику в области образования,  позволяет  предусматривать  изучение материала в порядке, предлагаемом действующей программой. Нацеливает на использование орфографических  алгоритмов, приводит в систему орфографические упражнения, применяет  компьютерные технологии  для изучения орфографии. Все это дает определенный эффект обучения, так как комплекс опорных умений и навыков целенаправленно обеспечивает  ход развития и совершенствования усвоения знаний, без чего немыслимы никакие умения и навыки, в том числе и орфографические Литература1. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. -М.- 1982.- С.4.2.Баранов В. М.   Применение   графической   наглядности   в   процессе обучения орфографии: начинающему учителю // РЯШ. - 1991. - N2. -С.35-41.З.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. -Педагогика, 1989.4.Виноградов В.В. Вопросы русской орфографии, - М. - 19645.Власенков А.И. Материалы к исследованию по теме "Использование алгоритмов в обучении орфографии". - М. - Просвещение, 1965. - С.23.6.Габитова Ю. В. Схемы при обучении орфографии: методическая почта // РЯШ. - 1991. - N1. - С.32-34.7.Гутенев В.Ф. К теории и практике обучения русскому языку. "1979.8.Жиленко А.Х. Использование алгоритмов при изучении орфографии // РЯШ. - 1986. - N5. - С.53-55.9.3аморзаева Е.М. Поэтапная обработка орфографических навыков на основе алгоритмов.. -М.- 1977.-С.55-71.