Презентация по ИЗО на тему Нетрадиционные техники


«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства в соответствии ФГОС»Гуляева Е. А. учитель изобразительного искусства МКОУ лицей №11 г. Россошь Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы — пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им достигать.Антуан де Сент-Экзюпери Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Для того чтобы поддержать и развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.   Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым.Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Нетрадиционные техники рисования, как средство повышения мотивации школьников на уроках изобразительного искусства для реализации требований ФГОС второго поколения. «Все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает. Нужно жить, шевелиться…»П. П. Чистяков Разнообразие является естественным фактором, способствующим повышению интереса к учебе. Поэтому очень важно использовать различные техники на уроках изобразительного искусства. Но не только интерес возбуждают в школьниках нетрадиционные техники. Грамотное их использование дает замечательные результаты в развитии творческой одаренности детей. Многие техники применяют с самого раннего возраста. Они опробованы и эффективность их доказана. Знакомясь с разными техниками дети в сравнении познают различия материалов , при этом понятнее и нагляднее воспринимаются многие художественные понятия: фактура, вливание цвета в цвет, художественный образ, а также осваивается выразительный язык изо – линия, штрих, пятно, цвет и т.д. Работа с нетрадиционными техниками требует режима мастер-класса или творческой мастерской и затрагивает все виды универсальных учебных действий. Общим для нетрадиционных техник является возможность учителя познакомить детей с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выразить свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Существующие нетрадиционные техники не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности.Но главным для всех нетрадиционных техник является то, что в них нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Ведь, переживание успеха особенно важно для детей, оно дает уверенность в свои силы и возможности.           Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д.           Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования, поскольку они, способности, проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни. Готовность современного ученика использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью. Его умение разрешать возникающие жизненные ситуации. Стремление избежать очевидных традиционных  решений. Выдвижение нестандартных, неординарных идей. Удовлетворение одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.  "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", В.А.Сухомлинский. Нетрадиционные техникиОбрывная аппликация.Рисование мятой бумагой.Набрызг.Рисование в технике «Монотипия».Рисование в технике «Пуантилизм».Восковые карандаши и акварельПечать на картонеГраттаж Обрывная аппликацияТехнология : Создает неровные пушистые края. Интересна в коллективной работе.Развивает мелкую моторику рук. Обучает композиции - при наклеивании изображения перекрываются. Старание и аккуратность помогут создать интересные рисунки.    Рисование мятой бумагойТехнология рисования: эта техника интересна тем, что получается пушистая фактура. Ведущая линия - пейзаж (объяснение понятия - линия горизонта, наблюдение за небом, землей и деревьями.) Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно и начинаем рисовать.  Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки. НабрызгОчень нравится детям . Они готовы брызгать всегда и везде. Но по прошествии времени вспоминают самостоятельно об этой технике там, где это уместно, например, при изображении космоса. Рисование в технике «Монотипия»    Технология рисования: 1 вариант: (симметричное изображение). Сначала сворачивают лист бумаги пополам. Затем разворачивают. Наносят различного размера гуашевые пятна (произвольно). Затем опять сворачивают, проводят рукой, дают краске смешаться — разворачивают и получают все что угодно, от мотыльков до елочек от щенков до разбойников. 2 вариант: На лист бумаги наносят кляксы, пятна цвета поверх накладывается чистый лист бумаги, проводят рукой, дают краске смешаться. На листе появится некое изображение. Дети рассматривают полученные кляксы, дорисовывают детали или просто называют то, что они увидели. Учатся совместимости цветов, вливанию цвета в цвет и даже композиции.Этот вид рисования способствует развитию воображения и фантазии детям всех возрастов. Материал: гуашь или акварель, кисточки, бумага. Рисование в технике «Пуантилизм»Технология рисования: Направление во французской живописи«Пуантилизм»- рисование точками.Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками .Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Воспитывает усидчивость и внимание. Восковые карандаши и акварельБольшой простор для фантазии как детей так и педагогов.Детям сложно рисовать мелкие детали кисточкой, к тому же фон рисуют позже, что вызывает затруднения. Хорошее решение – восковые карандаши и акварель. Можно научиться свободно владеть техникой акварели, вливанию цвета в цвет, использованию контраста. ГраттажТехнология выполнения:Плотную бумагу покрывают сплошным слоем восковыми карандашами. Затем широкой кистью, губкой наносится на поверхность слой темной гуаши. Когда высохнет, острым предметом - стеком процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие разноцветные штрихи.Учит владеть линией штрихом и пятном . Поражает эффектностью Печать на картонеУчит владеть языком графики – пятном. Всегда неожиданный результат и ЯРКОЕ, эффектное изображение Работы моих учащихся Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нетАнглийский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д. Спасибо за внимание!При создании презентации использован: материал сайта: http://stranamasterov.ru/ «Страна мастеров» фотографии работ моих учеников. Рабочая концепция целевой программы Одаренные дети». Г.Ялуторовск, 1999г. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.