Презентация инновационного опыта:«Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.  А. ДистервегМОУ Пильнинская СОШ №2 им. А.С. ПушкинаБолтаевская Ирина Владимировнаучитель начальных классоввысшая квалификационная категория Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Б. Паскаль.  «Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся» Русский языкК тайнам нашего языкаАвторы: Соловейчик Марина Сергеевна, к.п.н., профессор кафедры теории и методики начального обучения МГГУ им. М.А. Шолохова. Кузьменко Надежда Сергеевна, к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального обучения МГГУ им. М.А. Шолохова. Учебники «К тайнам нашего языка» для 1-4 классов рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы? . АКТУАЛЬНОСТЬ«Критическое мышление»- это новый взгляд на урок. Научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. ТРКМПЧВ чём же различия?Что принципиально нового несёт технология критического мышления? НОВИЗНАМетодические приёмы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}ВЫЗОВВведение в проблему или актуализация имеющего опыта и знаний обучающихся.ОСМЫСЛЕНИЕИзучение нового материала.РЕФЛЕКСИЯЗакрепление материала, проверка усвоения. Цель технологии РКМЧПКак вытащить репку, или Аэробика для интеллектаМоя цель - дать ученикам ШАНС развить свои способности
ЗАДАЧИ технологии РКМЧПФормирование нового стиля мышления.Развитие базовых качеств личности. Развитие аналитического, критического мышления.Формирование культуры чтения Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности Инновационность технологииТехнология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УченикУчительсам конструирует процесс обучения; сам отслеживает направления своего развития;Сам определяет конечный результатстимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности ; помогает сформировать навыки продуктивного мышления ЭТАПЫ РАБОТЫ:
СТАДИЯ ВЫЗОВАСоставление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам;систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; Верите ли вы ,что; Корзина идей; Верите ли вы?Урок обучения чтению в 1 классеВерите ли вы, что в русском языке 10 гласных?Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук? КОРЗИНА ИДЕЙ Окружающий мир, 1 класс. Тема: «Какой бывает вода?». Вода– это: туманоблакаинейдождьпарросаснег СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯМетоды активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» -инсерт, (по мере чтения ставятся на полях справа);ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; кластеры. поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. V – уже знал+ – узнал новое? – хочу узнатьЛев Николаевич Толстой, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна. В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, написал учебную книжку «Азбука» для самых маленьких. «ИНСЕРТ»
Кластеры (гроздья) Кластеры Луг Стадия рефлексии (размышление)Заполнение кластеров, таблиц;установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; синквейн;организация различных видов дискуссий; написание творческих работ и т. д. 1. Рассказ2. Научно-познавательный, интересный3. Сообщает, знакомит, учит4. Научно-познавательный рассказ сообщает факты.5. ИнтересСИНКВЕЙН Выводы:Меняются роли педагогов и обучающихся.Ученики – главные действующие лица!Учитель- координатор!Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно! Наши результаты Наши достижения МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ урок по развитию речи: «Моя любимая игрушка» интегрированный урок: «Сказка ложь, да в ней намёк…» урок по литературному чтению .Ю .Яковлев. Родина.- Победитель Всероссийского интернет - педсовета. «1001 идея нестандартного занятия с детьми».-Участница Приоритетного национального проекта «Образование», губернаторский грант.- Победитель районного конкурса «Самый классный, классный» - 2место.- Победитель районного конкурса «Моя педагогическая мастерская» - 2место. Творческая активность:Моя деятельность.Продуктивная, риторическая.Развивает, обучает, формирует.Переломный момент моего традиционного подхода к обучению.Переосмысление. Спасибо! Желаю педагогического поиска в изучении новых технологий и реализации инновационныхметодическихприёмов на уроках!