Народные промыслы презентация по изобразительному искусству (2 класс)


НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ, одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Стремление украсить любой сугубо бытовой предмет было вызвано той же потребностью народа в красоте, которая породила сказки и легенды, танцы и песни. В художественном творчестве находит свое выражение вековой опыт. В русле традиций складывался характер прикладного искусства, время отбирало типы предметов, постепенно вырабатывались приемы их изготовления, складывался их неповторимый художественный облик. На основе старых традиций во многих районах нашей страны возникли центры народного ремесла. Художественные изделия из берестыБелая береза.. Пожалуй, это самое любимое дерево в России. Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи…Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента… Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А еще узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется теснением. Такой способ делал изделия из нее особенно нарядным. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. Богородская резная игрушка Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник, очевидно, в XVI-XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранен натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные; звери и птицы; сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты. Много веков богородской игрушке, но и в наши дни она, немного наивная, сказочная, радует нас, дарит нам свое тепло и улыбку. Вырезают их из липы, ольхи, осины. Выберет мастер подходящее полешко, расколет на несколько частей – «балбешек», и пошла работа! Вот почему в старину богородских игрушечников звали «балбешниками». Инструмент у мастера нехитрый – топорик, пила да набор стамесок. А вот ножик особый – очень острый, с треугольным скосом. Его так и называют – «богородский нож».В начале XX века в с. Богородское была основана артель, а с1960 года – Богородская фабрика художественной резьбы. Дымковская игрушкаНазвание этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров). Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Роспись производится по обожженному в печи изделию температурными красками, применяется позолота. Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены, согласно древней традиции изготовления народной игрушки, скульптуры.Яркая, красочная «дымка» популярна не только в России, но и за рубежом. Филимоновская игрушкаЭтот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины. Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычайностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладает три-четыре цвета. Сама роспись – это чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. В большинстве своем это свистульки. МатрешкаМатрешка - один из самых популярных русских сувениров – появился лишь в конце XIX века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрешек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.Вскоре матрешки стали изготовлять и в других районах страны, например в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан, на Вятской земле, в Башкирии и Воронеже.В наши дни традиционное искусство матрешки переживает свое второе рождение. Городецкая росписьЭтот народный художественный промысел сложился к середине XIX века в старинном волжском городе Городце, известным по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, четкий контур, белые штрихи, создающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале XX века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года – фабрика «Городецкая роспись». Хохломская роспись Уже в XVII веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Секрет «золота» Хохломы – применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100-120 градусов. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. Современные хохломские изделия – посуду, мебель, сувениры – создают мастера фабрики «Хохломской художник» (с. Семино) и объединения «Хохломская роспись» (г. Семенов), что в Нижегородской области. Палехская лаковая живописьПалех - поселок в Ивановской области. Первоначально Палех славился мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В 1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше. В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется температурными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка – «насечка» золотыми линиями. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые. Федоскинская лаковая живопись Художественный промысел лаковой миниатюры в подмосковном селе Федоскино ведет свою историю от небольшой купеческой мануфактуры, основанной в конце XVIII века.К середине XIX века сложился особый тип росписи федоскинских мастеров. В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события. Изображения на федоскинских миниатюрах выполняются в реалистической манере, мельчайшие детали тщательно прорабатываются. Федоскинские мастера пишут тонкими колонковыми кистями. Иногда используют способ письма «по-сквозному», «на просвет», когда рисуют по наклеенным тончайшим листочкам металлической фольги, сусального золота или перламутра. И тогда зрителям кажется, что миниатюра светится, сияет изнутри нежным, волшебным светом. Не вериться, что чудесная шкатулочка сделана не из ценного дерева, а из папье-маше. Иными словами – из картона, проклеенного в несколько слоев и покрытого черным блестящим лаком. Получившееся таким образом папье-маше можно резать или даже как дерево, обрабатывать на токарном станке.В 1904 году, после закрытия фабрики, мастера объединились в «Федоскинскую трудовую артель». На сегодняшний день это фабрика миниатюрной живописи. Лаковая миниатюра ХолуяХудожественный промысел лаковой миниатюры в поселке Холуй, Ивановской области, возник в 1932 году. Холуй, так же, как Палех и Мстера, издавна был центром иконописи. На основе традиций иконописи и возникла лаковая живопись Холуя. В 30-х годах XX столетия образовалась артель живописцев, с 1960 года – фабрика. Художники Холуя пишут темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. В их живописи преобладают тона красного, зеленого, коричневого и синего цветов, контрастные сочетания холодных и теплых тонов. Часто используется золотой орнамент. Тематика живописных миниатюр – сказки, былины, современные сюжеты. Красочная, нарядная живопись украшает шкатулки, броши, пудреницы и всевозможные коробочки, в которых так удобно хранить разные мелочи. Лаковая живопись Мстеры Мстера, как и Палех, Федоскино, Холуй, принадлежит к основным центрам народных промыслов лаковой миниатюры. Промысел возник в 20-е годы XX века. Его развитие основано на традициях иконописи владимиро-суздальской школы. В 1923 году была организована «Артель древнерусской живописи», с 1960 года – фабрика художественной росписи. Мстерские мастера создали свой особый стиль лаковой миниатюры и на изделиях из папье-маше. Художники Мстеры отказались от черного фона. Сюжеты миниатюр часто взяты из сказок, былин, истории. И даже современные сюжеты решены в традициях народного искусства. Мстера также славится вышивкой и художественной обработкой металла. Гжельская керамикаГжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Уже с XIV века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины XVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. В XIX веке Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи.Сегодня гжельская керамика известна во всем мире и по-прежнему украшает нашу жизнь. Жостовские подносы Жостовский художественный промысел – это декоративная роспись на металлических подносах. Возникновение промысла относится к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна и форма подносов. Искусство финифти, или живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов – было хорошо известно еще в Древней Руси. Художественный промысел финифти в городе Ростове (Ярославская область) сложился в начале XVIII века, но возможно существовал и ранее. Ростовские мастера украшали финифтью иконы, кресты, церковную утварь. В XIX веке появились работы светского характера: копии картин художников, портреты, пейзажи, ювелирные украшения. Ростовская финифть Эмалевые миниатюры часто дополняют чеканкой и сканью. Несколько раз покроет мастер медную пластинку эмалью, прокалит ее в печи. Рисует художник специальными, огнеупорными красками. Удивительно, но до обжига все краски почти одинакового серого цвета! Но жар печи и талант мастера рождают чудо – живописную, с нежными переливами цвета, финифть. Красочные, мягко мерцающие картины и орнаменты рождают ощущение чуда, волшебной сказки.В наши дни мировую известность приобрели изделия фабрики «Ростовская финифть». Они украшают коллекции лучших музеев мира и пользуются неизменным успехом у всех ценителей прекрасного. Скопинская керамика Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины XIX века. Место зарождения промысла город Скопин, Рязанской области.Особенность скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого тона. Платки из Павловского ПосадаПавловский Посад – город в Московской области. В XVIII веке село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства. Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки.В 1854 году в Павловском Посаде открывается крупная платочно-набивочная фабрика. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. Набойный рисунок наносится на ткань как ручным, так и машинным способом. Живописные, с дивным рисунком, павловские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира. Расписные деревянные ложки и миски, глиняные горшки и кружки, резные или же украшенные росписью берестяные туески были необходимы людям в их повседневной жизни. Несмотря на то, что изделия народных мастеров воспринимаются нами только лишь с эстетической точки зрения, интерес в XXI веке к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам эту красоту. Подлинная красота не уходит в прошлое и не забывается. Она актуальна во все времена. конец