Методическая разработка раздела образовательной программы по изобразительному искусству Связь времен в народном творчестве


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» Работу выполнила: Матвеева В.В. учитель II категории изобразительного искусства МБОУ СОШ №7 г. Дзержинск 2013 (автор Б.М. Неменский) 5 класс Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»- программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменскогос краткими методическими рекомендациями; - методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика Б.М. Неменского. - учебники и рабочие тетради для учащихся; АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ Широкое и многостороннее раскрытие художественного образа вещи, слова.Дает основы художественного изображения.Показывает связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Возрастные особенности: - чувство взрослости, потребность в признании взрослыми их права на учебный диалог; - склонность к фантазированию, не критическому планированию своего будущего; - стремление экспериментировать со своими возможностями; - развитие потребности в самостоятельности, интерес к своему «Я»; - увлеченность интеллектуальным поиском. Цель: Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства, развитие художественно-творческой активности через проектную деятельность. Задачи:осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой, технологией;знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;раскрыть истоки народного творчества; формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;приобретение навыков учебно-исследовательской работы;пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;развивать творческие способности, духовную культуру;развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Цели и задачи раздела «Связь времен в народном искусстве» МЕТОДЫ,ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДЫ - проблемного изложения; - частично поисковый; - исследовательский; - репродуктивный ФОРМЫ - классно – урочная; - индивидуальная; - парная; - групповая; ТЕХНОЛОГИИ - личностно - ориентированная - проектного метода; - здоровьесберегающие; - компьютерные; - игровые; - информационно-коммуникативные. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ Знать: - историю развития изучаемых промыслов; - особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек; - особенности гжельской, городецкой, жостовской росписей. Уметь: - создавать импровизационные формы игрушек и украшать декоративной росписью в традиции одного из промыслов; - создавать предметы декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера, используя мотивы гжельской, городецкой, жостовской росписи; - работать над проектом, - работать в группах, парами, индивидуально. Темы разделов программы по ИЗО 5 класса № раздела Тема раздела Количество часов I Декоративные корни народного искусства. 8 II Связь времен в народном искусстве 8 III Декор – человек, общество, время. 11 IV Декоративное искусство в современном мире. 7 Содержание раздела Тема № урока Содержание Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Филимоновская, дымковская икаргопольская игрушка. Лепка и роспись собственной модели игрушки. 1. Древние образы в современных игрушках. 2. Единство формы и декора в игрушках. Работа над эскизами игрушек. 3. Лепка и грунтовка игрушки. 4. Роспись игрушки. Народные промыслы. Их истоки исовременное развитие: Гжель, Городец, Жостово. Изготовление предметов декоративно –прикладного творчества для украшения интерьера с использованиемданных видов росписи. 5. Погружение в проект «Народные умельцы»Организация деятельности. Открытие 3-х мастерских«Мастерская Городца», «Мастерская Гжели», «Мастерская Жостово». Составление «звездочки обдумывания». 6. Сообщения мастерских о своем промысле.Начало практической работы.Разработка эскизов. 7. Практическая работа. Создание изделий с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели, Городца, Жостово. 8. Презентация работы мастерских.Подготовка выставки по итогам четверти. Методика реализации проекта в разделе «Связь времен в народном искусстве». Творческий проект в рамках уроков ИЗО по теме: ''Народные промыслы" Цель проекта: - познакомиться с историей развития и особенностями росписи народных промыслов Гжель, Городец, Жостово.Задачи проекта: провести исследовательскую работу и подготовить сообщение- презентацию об истоках развития промыслов.-  придумать конструкции украшений и предметов для дома, изготовленных из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании;-  сделать предварительные зарисовки, пробники, а затем сами предметы украшения интерьера;- организовать выставку работ.  ХОД ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТАУрок №1 ( 5 )1-й этап. Погружение в проект «Народные умельцы»1. Определили тему проекта.2. Сформулировали проблему проекта.3. Поставили цели и задачи проекта.4. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.Способы решения проблемы:1. Каждая мастерская собирает материал о своем промысле прикладного творчества: - истоки развития промысла; - индивидуальные черты промысла, характерные элементы росписи; - загадки, стихи, поговорки, кроссворд 2. Выбрать изделия, материалы и инструменты. 3. Прежде чем создать изделие, необходимо нарисовать эскиз. 4. Изготовить предмет украшения интерьера под Гжель, Городец, Жостово, используя выбранную технику и материалы. 2-й этап. Организация деятельности. 1. Разделились на 3 группы: «Мастерская Городца»,«Мастерская Гжели», «Мастерская Жостово». 2. Назначили в каждой группе главного мастера, который координирует работу своей мастерской.3. Составили «звездочку обдумывания». 8. Декоративное оформление 1. Назначение ИЗДЕЛИЕ 2. Форма 3. Размер 4. Готовые элементы 5. Материалы 7. Элементы основного изделия 6. Цвета Урок №2 - 3 ( 6, 7 )3 -й этап Осуществление деятельности1.Сообщения мастерских о своем промысле.2. Начало практической работы. - дети выполняют эскизы своих изделий с элементами своего промысла. - учитель выступает больше в качестве наблюдателя, но следит за тем, чтобы процесс не принимал стихийный характер, по -необходимости координирует деятельность группы. 3. Создание изделий для украшения интерьера с использованием элементов Гжели, Городца, Жостово. Урок №4 (8) 4-й этап Презентация результатов проектной деятельностиI. Обобщение учителем деятельности учащихся. II. Выступление мастерских: - презентация своих изделий;План защиты проекта1.Почему выбрали именно этот промысел?2.Какие возникали идеи?3.Как они обсуждались?4.Какие идеи были отвергнуты? Какие приняты и почему?5.Почему создано именно то или иное изделие? Его функциональность. 6.С какими трудностями столкнулись в ходе работы?7.Как преодолевались трудности?8.Довольны ли результатом? - стихи, загадки, кроссворды.III. Оценка учителем работы мастерских.IV. Подготовка школьной выставки. Результат практической деятельности учащихся Уровень успеваемости и качества обучения за последние три года по ИЗО при изучении темы «Связь времен в народном искусстве» в 5 классах пособие для учителя Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко «Проектная деятельность младших школьников» М.: «Вентана –Граф» 2002. пособие для учителя Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.: «Аркти» 2005 Информационные источники и литература: http://pedsovet.su/load/242-1-0-9636 Сувениры гжельской росписи. http://azoff.livekuban.ru/node/196624Гжельская фабрика. Мастерhttp://www.osd.ru/objinf.asp?ob=1092Мастер-класс по гжельской росписи. http://www.liveparty.ru/gzel.htm Жостовоhttp://www.tula - master.ru/ producthttp:// img – fotki. yandex.ruhttp:// zhostovo.сom/Городецhttp://www.slideshare.net/fomalbelova/ss-11737008#btnNexthttp://prezentacii.com/istorii/1089-gorodeckaya-rospis.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/gorodets-narodnye-promysly