Презентация по ИЗО и МХК «Русский портрет XVIII века»


Русский портрет XVIII века.Учитель высшей категорииРубцова Н.И.МОУ «СОШ №71»г. Саратов « Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в которой Россия шла в уровень с Европой». И.Э. Грабарь 18 столетие часто называют веком портрета. В это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Ее ценность во многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями. Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение в 16-17 веках. Первые парсуны еще тесно связаны с традициями иконописных изображений, в них чувствуется некая застылость, идеализация и отвлеченность образов. Но уже заметно стремление художников передать индивидуальные, наиболее характерные черты важных и известных особ (царей или светских лиц). Михаил Скопин-ШуйскийИван Грозный Сходство с изображаемым становится обязательным условием, портрет пишется не по памяти, а с натуры. В ранних портретах присутствовала почти натуралистическая передача черт лица, взгляда, позы, осанки, деталей одежды и одновременно – плоскостная трактовка образов, непропорциональность (например, непомерно большая голова, тщедушное туловище, кони – карлики).С середины 17 века особенно ощутим разрыв с иконописными традициями.Приоритетным становится парадный, торжественный портрет знатного лица. Неизвестный художник.Портрет Якова Тургенева.Широкоплечая фигура командира роты и царского шута лишена объемности, она поставлена фронтально и занимает почти все пространство холста. Крупная надпись вверху – напоминает парсуну, подчеркивает плоскостность изображения. Иначе написано лицо, передающего характерные черты портретируемого: усталые умные глаза в глубоких впадинах, проницательный взгляд, крупный нос, редкую седеющую бородку. Грустное, почти скорбное выражение лица явно контрастирует с нарочито торжественной позой. Нелепо смотрится жезл военачальника «потешных» войск. С ранним периодом развития русского портретного искусства связаны имена И.Н. Никитина, А.М.Матвеева, А.П. Антропова и И.П. Аргунова. Иван Никитич Никитин художественное образование получил при Оружейной палате, был послан Петром I для обучения в Италию, награжден царем званием «персонных дел мастером» и домом близь Зимнего дворца в Петербурге. Он был единственным, кому дозволено было рисовать персону его величества с натуры.Вершиной творчества И.Н. Никитина стал « Портрет напольного гетмана» – боевого соратника Петра. «Портрет напольного гетмана».Обветренная , темная от загара кожа, резко контрастирует с мягким розовым бархатом отворотов военного мундира с мерцающими золотом позументами. Верхний источник света подчеркивает высокий лоб и оставляет в тени нижнюю часть лица. Перед нами человек, погруженный в собственные мысли. Его усталая поза, слегка опущенная голова, беспорядочно спутанные волосы, воспаленные веки, напряженно сжатые губы – все подчеркивает нелегкий жизненный путь сильного и мужественного человека. Несмотря на трудности и лишения, в нем не ослабла крепкая воля, не угасла энергия жизни. Из-под седых нахмуренных бровей глаза смотрят сурово и решительно. В 1727 году после 11 лет обучения в Голландии на родину возвращается Андрей Матвеевич Матвеев. Лучшее из того, что создал художник – «Автопортрет с женой». Удивительно тонко переданы чувства взаимной любви и нежности супругов. Супруги держатся просто и естественно, излучая добрую энергию, Приглушенные цвета подчеркивает камерный характер портрета. Это первый лирический портрет в русской живописи. Преодолевая условности парсунного портрета Алексей Петрович Антропов делает решительный шаг на пути к реалистическому искусству. Ему принадлежит заслуга в создании камерного, интимного портрета своих современников.«Портрет статс-дамы А.М. Измайловой» В нем чувствуются следы парсуны: некоторая застылость позы, взор, устремленный прямо перед собой.Однако , это глубокий психологический портрет немолодой женщины, входящей в ближайшее окружение императрицы Елизаветы Петровны. Она умна, сметлива, властна и насмешлива. Напудренная прическа, яркие румяна на щеках, насурмленные брови ,роскошная одежда по моде , дорогие украшения – все подчеркивает богатство и власть над окружающими. На устах тонкая улыбка превосходства, в глазах- что-то недоброе и насмешливое. Типичная русская барыня. «Портрет крестьянки в русском костюме»Иван Петрович Аргунов.Будучи крепостным художником, всю жизнь писал портреты своих господ Шереметьевых. Портрет крестьянки – самое совершенное творение художника. Высокий кокошник подчеркивает ее благородную, почти царственную осанку. Ласковая улыбка, чистота открытого взора, скромность, внутреннее спокойствие делают этот образ совершенным. Во второй половине 18 столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры: бытовой, исторический и пейзажный, однако самые значительные произведения создавались в жанре портрета. Среди живописцев этого времени следует выделить Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левичкого и В.Л. Боровиковского. Федору Степановичу Рокотову суждено было стать одним из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве. В его произведениях необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов. В них всегда есть что-то таинственное и загадочное, какая-то недосказанность. Рокотов избегает парадных, торжественных портретов. Его интересует внутренний мир человека, его сокровенные мысли и чувства. В «Портрете Струйской» молодая женщина как прелестное видение выплывает «из тьмы былого».Тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами, смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного грустно, с едва уловимым, легким сожалением. Черты кажутся полустертыми, растворяющимися в полумраке. Контуры фигуры размыты, словно она неожиданно появилась из сумрака и готова вновь в нем исчезнуть. Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза- как два обмана, Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,предвосхищенье смертных мук Н.А. Заболоцкий Дмитрий Григорьевич Левицкий с одинаковым мастерством работал в жанре парадного и камерного портретов, создавал костюмированные, детские и семейные портреты своих современников – вельмож, философов, промышленников и купцов, военных и дипломатов, писателей и музыкантов. «Портрет П.А.Демидова»Портрет одного из богатейших людей своего времени – лучшее художественное достижение Левицкого. Известный горнозаводчик изображен на фоне величественных колонн и драпировок. За колоннами – здание Воспитательного дома, на строительство которого он пожертвовал большие деньги. Судьба нашедших там приют детей – «цветов жизни» – очень беспокоит Демидова, запечатленного в облике садовника. На нем домашний халат и ночной колпак. Он стоит опираясь на большую лейку. На столе лежат труды по ботанике и луковицы растений. У основания колонн- горшки с цветами, предмет гордости хозяина. Этот парадный портрет сочетает в себе черты камерности. Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. «Портрет Е.Н. Ховансой и Е.Н. Хрущевой» Владимир Лукич Боровиковский.Им создана галерея глубоко поэтичных женских образов. Его героини часто изображались на фоне парковых ландшавфов. Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье., строгость и доброту, задумчивость и мечтательность. Одним из самых поэтичных произведений Боровиковского является «Портрет М.И. Лопухиной» . С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы переданы художником. Ее лицо далеко от идеала классической красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Плавные линии, мягкие округлые формы, нежные тона создают особую атмосферу покоя и гармонии. Воздушная дымка белого платья, нежно - голубого пояса, сиреневого шарфа, розы, зеленой листвы усиливает впечатление меланхолического раздумья девушки. На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни…