Презентация на тему: Проблемное обучение в начальной школе


МБОУ Дальнеконстантиновская СШПроблемное обучение в начальной школе Что такое проблемное обучение?Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Цели проблемного обучения:1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;3. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Принципы проблемного обучения:связь предмета изучения с жизнью;принцип дифференциации при решении творческих задач;отбор художественного материала по различным видам искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся;личностная значимость изучаемого и сделанного; активное включение обучающихся в изучение различных сторон традиционной культуры;учет и рассмотрение региональных особенностей, привычного детям природного окружения, национальных и народных художественных традиций, изучение истории родного края; принцип единства восприятия и созидания;развитие художественно-образного мышления. Методы проблемного обученияисследовательский методпроблемное изложениеэвристическая беседа Проблема задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения Проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Цель создания проблемной ситуации:Осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности учащихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:1.Проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками;2.Поиск истины (способа, приема, правила решения);3.Различные точки зрения на один и тот же вопрос;4.Противоречия практической деятельности. Приемы создания проблемной ситуации«Классические» «Сокращенные» «Мотивирующие» 1. Проблемная ситуация «с удивлением».2. Проблемная ситуация «с затруднением».1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.2. Подводящий к проблеме диалог.3. Подводящий от проблемы диалог.1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».2. Демонстрация непонятных явлений.3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Правила создания проблемных ситуаций 1.Учитель дает учащимся практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме.2. Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым. 3. При предъявлении проблемного задания учитель должен учитывать реальный уровень знаний учащихся. 4. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации.5. Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения. Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации анализ проблемной ситуацииформулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителярешение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное) проверка правильности решения Достоинства и недостатки проблемного обученияДостоинства1.Обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.2. Способствует формированию мотивации достижения успеха3. Развивает мыслительные способности обучающихся Недостатки1.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.2. Не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. 3.В меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков. «Ребёнок не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую следует зажечь» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!