Презентация методического семинара на тему: Проблемное обучение в начальной школе


Проблемное обучение в начальной школеСидорова Алена Дмитриевна, учитель начальных классов МКОУ «Вихоревская СОШ №1» Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки. Олдингтон Р. Формула сущности проблемного обучения«Открывать знания вместе с детьми!» Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей Г. К. Селевко, 1998Решение проблемыПоиск способов ее решенияПроблемаПроблемная ситуация Проблемное обучениеТрадиционное обучениеЦЕЛЬУсвоение результатов научного познания Вооружение учащихся знаниями основных наукПривитие соответствующих умений и навыковПроцесс получения результатов Формирование познавательной самодеятельности ученикаРазвитие творческих способностей123123456 Условия использования проблемных ситуаций{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Со стороны учащихся:Со стороны учителя:новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Структура проблемного урока1 Организационный момент2 Актуализация знаний3 Создание проблемной ситуации4 Постановка учебной задачи5 Исследование проблемы6 «Открытие» новых знаний7 Первичное закрепление знаний8 Самостоятель-ная работа9 Рефлексия10 Итог урока Средства реализации проблемного урока – УМК «Перспективная начальная школа» Создание проблемной ситуации на уроке русского языка в 3 классе.От слов «давать» и «толкать» образуйте новые слова с помощью приставок –раз и –рас.Почему одно задание выполнили по-разному?раздаватьрастолкать
Создание проблемной ситуации на уроке математики во 2 классе. Миша расставил солдатиков в 2 шеренги по 5 солдатиков в каждой. Маша сказала, что солдатики построены в 5 рядов по 2 солдатика в каждом– Кто из них прав?- Запишите в виде произведения число солдатиков в колонне. Сделайте это двумя способами: сначала так, как считал Миша, потом так, как считала Маша.– Можно ли утверждать, что значения этих произведений равны? Почему?- Вычислите значение каждого из произведений с помощью сложения.Вывод: от перестановки мест множителей произведение не меняется. Миша2 · 5Маша5 · 2= 5 + 5 = 10= 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10





Создание проблемной ситуации на уроке обучения грамоте в 1 классе.Назовите предмет на первой картинке. На второй.- Рассмотрите схемы слов. Как она различаются?Какая схема подходит к первой картинке? Ко второй?- Одинаково ли звучат гласные [и]?- Что нам поможет различить эти слова?[ú][ ][u][ ][u][ ][ú][ ]





Создание проблемной ситуации на уроке окружающего мира в 4 классе.- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. 1. Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)2. Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика) 3. Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра) Погружение в проблему. 4. Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. - Какая это природная зона? Где же она расположена? (Эту зону мы пока не знаем) На все стороны путь Ни лесочка, ни гор. Необъятная гладь, Неоглядный простор. - Это степная зона России. - Сформулируйте тему урока. ТайгаАрктикаТундраСтепь













Методы проблемного обучения способствуют активизации мыслительной деятельности