«Проблемы нравственно-этического воспитания подростков»


«Проблемы нравственно-этического воспитания подростков» «В воспитании ребёнка важно добиваться, чтобы нравственные и этические истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни, предметом собственных стремлений и личного счастья». И. В. Свадковский. Нравственное воспитание – это систематическое воспитательное воздействие на человеческую личность, направленное на формирование у человека общественно сообразных нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм, устойчивость научного мировоззрения и т. д. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Воспитывая детей, необходимо сформировать у них стойкое убеждение о том, что всякое покушение на здоровье и жизнь свою и других людей недопустимо. Основным правом человека является его право на жизнь. Другой ценностью человечества является свобода. Большое значение имеет правильное понимание этого определения. Часто дети воспринимают право на свободу как вседозволенность, безнаказанность и отсутствие дисциплинированности. На самом деле свобода и дисциплина – неразделимые понятия, присущие демократическому обществу. Важно объяснять человеку смысл и значение нравственного воспитания! Для воспитания детей с умственной отсталостью так же важна спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство, четкость и систематичность требований – все что создает и закрепляет  у них необходимые привычки. Ведь  «Привычка – вторая натура…»  У детей с умственной отсталостью необходимо воспитывать навыки культуры поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности; они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на общение, уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у таких детей жалости, радости, сострадания. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения. В воспитательской работе предлагаются непосредованный и опосредованный методы обучения. К непосредованному обучению относятся беседы, воспитательные часы, праздники. Эти занятия требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Обсуждая близкие им темы (о семье, о друзьях, о природе и прочие) в непринуждённой обстановке дети учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, проявлять своё творчество. К опосредованному методу относятся мероприятия, направленные на закрепление у детей тех качеств личности, которые прививаются во время бесед, воспитательных часов. При посещении столовой, общественных мест, во время экскурсий воспитатель направляет поведение детей в нужное русло, создает ситуации, в которых ребятам приходится закреплять все полученные ранее знания, умения и навыки на практике. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше! Спасибо за внимание!