Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школе


Формирование картографической грамотности учащихся при обучении географии в основной школеПодготовила: Шальнева Елена Павловнаучитель географии и биологииМКОУ Заводская СОШ Картографические знания и умения составляют не только важнейшую часть содержания географического образования, но и входят в состав общекультурных компетентностей, являясь, таким образом, метапредметными. Возрастающая роль картографической грамотности на современном этапе развития образования подтверждает актуальность данной темы Цель : анализ картографического содержания школьного курса географии и определение методов и приемов эффективного формирования картографической грамотности учащихся. Задачи: 1. Раскрыть сущность и выявить содержание и структуру понятия «картографическая грамотность учащихся»;2. Определение структуры и содержание картографической подготовки учащихся в соответствии с современным уровнем развития картографии;3. Изучить методы и приемы организации деятельности учащихся с картографической наглядностью на уроках географии;4. Разработать методические рекомендации по эффективному формированию картографической грамотности учащихся в учебной и во внеучебной деятельности. Система разноуровневых заданий включает: задания на составление описаний, характеристик; задания на знание номенклатуры, в т. ч. на контурной карте; задания на определение направлений, расстояний, географических координат; задания для практических работ; творческие задания, в том числе географические задачи. Приемы работы с географической картой:фронтальныеиндивидуальныепарныегрупповые Типы заданий с использованием географической картыноменклатурныелогическиеассоциативныетворческиепроектные Приемы работы с географической картой«Стороны горизонта»   Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.Пример №1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.Пример № 2. Расположи горы мира  с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. Приемы работы с географической картой«Найди лишнее» Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.Пример №1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай ( Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты). Пример №2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии). Приемы работы с географической картойИспользование ассоциативных заданий Буэнос-Айрес - Бухара  - оба начинаются на букву «Б» Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии Буэнос-Айрес – Вашингтон -  оба лежат в западном полушарии Буэнос-Айрес – Мадрид – жители обоих городов говорят на испанском языке  Приемы работы с географической картойИспользование логических заданий  Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ. Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения: концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала; сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания; Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения: удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.; позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.; позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения Использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю: использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки; оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений; накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту; подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ. Ученику подобная работа поможет научиться:читать географические карты в цифровом виде;искать географические объекты на цифровой карте;проводить измерения и расчеты по цифровой карте;заполнять цифровые контурные карты;создавать собственную цифровую географическую карту Проверка знаний по номенклатуре Таким образом: Картографическая грамотность является неотъемлемой частью школьного образования. Анализ вопросов картографии в действующих программах и учебниках по географии показал необходимость их совершенствования. Учителям общеобразовательных школ при составлении рабочих программ по географии необходимо более внимательно относиться к планированию картографического материала. Совершенствовать методы и приемы по формированию картографической грамотности. Для совершенствования и расширения картографических знаний необходимо организовать внеурочную деятельность.