Прогнозирование и планирование защиты населения, материальных и культурных ценностей, территорий от чрезвычайных ситуаций


Прогнозирование и планирование защиты населения, материальных и культурных ценностей, территорий от чрезвычайных ситуаций Литература: Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».Постановление Правительства РФ от 24.04.1997 № 334 «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».Распоряжение губернатора СПб от 01.03.2000 № 218-р «Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Санкт-Петербурга».Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 № 120 «О Порядке сбора и обмена в Санкт-Петербурге информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Конституция Российской Федерации»от 12 декабря 1993 года Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Статья 71 В ведении РФ находятся:… информация и связь … ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» Статья 18.1. Граждане Российской Федерации имеют право:… быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;… Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий координирует работу по сбору и обмену информацией;осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";представляет в Правительство Российской Федерации информацию о чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера и принимаемых мерах по их ликвидации;устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";ведет учет чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2008 № 120 «О Порядке сбора и обмена в Санкт-Петербурге информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Информация включает в себя сведения:об угрозе (прогнозе) ЧС и ее возможных последствиях;о фактах и основных параметрах чрезвычайной ситуации;о мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации;о силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС;о предлагаемых мерах по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуации;о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности;о характере деятельности организаций и ее потенциальной опасности. Сущность прогнозирования и оценки обстановки Прогнозирование - это исследовательский и расчетно-аналитический процесс, целью которого является получение вероятностных данных о будущем состоянии и характере развития прогнозируемого явления, состоянии и определяющих параметров функционирования той или иной системы, или объекта.* Прогнозирование носит вероятностный характер, так как прогнозирует событие, которое еще не произошло.Оценка обстановки — это изучение и анализ факторов и условий; возникающих в результате ЧС и влияющих на безопасность жизнедеятельности людей и функционирование объектов. При оценке обстановки проводится сбор и обработка информации, дающая возможность определить масштабы поражения и их влияние на безопасность жизнедеятельности. Наиболее точным метод разведки. В этом случае сбор данных о воздействии поражающих факторов проводится методом визуального или инструментального наблюдения.* Гражданская защита. Энциклопедия, т.3 Этапы выявления и оценки обстановки I этап – прогнозирование последствий наиболее вероятных ЧС природного и техногенного характера, осуществляемое для среднестатистических условий (среднегодовые метеоусловия; среднестатистическое распределение населения в домах, на улице, в транспорте, на работе и т. п.; средняя плотность населения и т. д.). Этот этап проводится до возникновения ЧС для планирования мероприятий по защите населения и территорий.II этап – прогнозирование последствий и оценка обстановки сразу же после возникновения источника ЧС по уточненным данным (время возникновения ЧС, метеоусловия на этот момент и т. д.). Полученные результаты необходимы для принятия решений по защите населения и территорий, а также для уточнения задач формированиям разведки (учреждениям СНЛК) и проведения неотложных мероприятий по защите.III этап – корректируются результаты прогнозирования и фактической обстановки по данным разведки, предшествующей проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и территорий, а также для проведения АСДНР на территории (объекте), подвергшейся ЧС. Мониторинг и прогноз событий Росгидромет - мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений в которую входят РАН, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.Минздрав России - социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки.Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России - мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности. Координаты строений и возможная степень разрушения. Координаты других опасных объектов и параметры возможной ЧС Схема мониторинга и прогнозирования ЧС Атмосфера Земля Леса Реки Промышленные объекты Здания и сооружения МОНИТОРИНГ ПРОГНОЗ(КРАТКОСРОЧНЫЙ, СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНЫЙ) Координаты очагов лесных пожаров, прод., масштабы Координаты РОО, ХОО и других ОПО, классы их опасности Опасные гидротехнические сооружения, водные объекты Опасные метеорологические явления, их возможные параметры, продолж. действия ПРОГНОЗПОСЛЕДСТВИЙ Уровень и сценарий реагирования на ЧС Система мониторинга и прогнозирования ЧС Функциональная информационно-аналитическая подсистема РСЧС, которая объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования ЧС (СМП ЧС) и их социально-экономических последствий.Основные задачи функциональной подсистемы СМП ЧС:организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию ЧС природного и техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;определение возможного характера ЧС и масштаба их развития;выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий. Силы и средства СМП ЧС на федеральном уровне – ГУ "Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС ПТХ МЧС России (Центр "Антистихия"); ФГУ ВНИИ ГОЧС; учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования ЧС;на межрегиональном уровне – центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РЦ МЧС России; учреждения и организации МЧС России;на региональном уровне – оперативная дежурная смена ЦУКС МЧС России по субъектам РФ; территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС; учреждения и организации МЧС России. Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России (Центр "Антистихия") Основные задачи Центра: мониторинг объектов окружающей среды, чрезвычайных ситуаций и их источников;прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;создание, развитие и анализ банка данных по чрезвычайным ситуациям на территории Российской Федерации. Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля ГО Санкт-ПетербургаУтверждено распоряжением губернатора СПб от 01.03.2000 № 218-р Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Санкт-Петербурга (далее - СНЛК). СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Санкт-Петербургской городской подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городская подсистема РСЧС). Общее руководство СНЛК возлагается на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют городские (головные) организации, включенные в структуру СНЛК. СНЛК формируется на основе следующих учреждений и организаций, функционирующих на территории Санкт-Петербурга: Северо-Западное (далее - СЗ) территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.Управление по охране окружающей среды. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее – ГСЭН) в СПБ.Городской лабораторный центр Центра ГСЭН в СПб. Районные центры ГСЭН в СПб.СЗ региональный центр ГСЭН на транспорте СПб.Дорожный центр ГСЭН государственного предприятия «Октябрьская жд».Центр ГСЭН государственного предприятия пассажирского транспорта «Петербургский метрополитен».Центр ГСЭН Главного управления внутренних дел СПб и Ленинградской области.СЗ противочумная станция.Городская ветеринарная лаборатория Санкт-Петербурга.НИИ, включенные в сеть НЛК ГО Российской Федерации, находящиеся на территории Санкт-Петербурга.Химико-радиометрическая лаборатория ГУ по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга и Ленинградской области.Посты радиационно-химического наблюдения объектов экономики в СПб.Объектовые лаборатории учреждений пищевой промышленности. Цель прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций Целью прогнозирования техногенных чрезвычайных ситуаций является заблаговременное получение качественной и количественной информации о:возможном времени и месте техногенных чрезвычайных ситуаций;характере и степени связанных с ними опасностей для населения и территорий;оценка возможных социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций. Выявление и оценка радиационной обстановки при авариях на радиационно опасных объектах Масштабы и степень радиоактивного заражения местности и воздуха, обусловленные аварией на радиационно опасном объекте (РОО), определяют радиационную обстановку (РО).РО – совокупность условий, возникающих в результате заражения местности, акватории, воздушной среды и поверхности объектов, оказывающих влияние на производственную деятельность организаций, действия формирований и жизнедеятельность населения. Структура и содержание основных планирующих документов Документы по созданию и повседневной деятельности органов управления и сил РСЧС и ГО Документы по действиям органов управления и сил РСЧС и ГО при угрозе и возникновении ЧС Документы по мобилизации и мобподготовке органов управления и формирований ГО, отраслей и объектов экономики Административно-организационные Оперативные Мобилизационные Мобилизационные Административно-организационные Оперативные Организационные Административные Справочные ПОЛОЖЕНИЯо системе (подсистемах) РСЧС и ГО;об органах управления РСЧС и ГО;о силах и средствах РСЧС и ГО;о ресурсах и резервах РСЧС и ГО; РУКОВОДСТВА, НАСТАВЛЕНИЯо порядке их применения при ЧСи другие ПО ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИадминистративно-хозяйственные;учебно-методическиеи другие расчеты, описания,инструкции, схемы,справки, ведомостии другие Административно-организационные документы, разрабатываемые ОУ ГОЧС Оперативные документы, разрабатываемые ОУ ГОЧС Административно-организационные Мобилизационные Оперативные Документы по управлению Оперативно-информационные Справочные расчеты, описания,инструкции, схемы,справки, ведомостии другие ПЛАНИРУЮЩИЕпланы ГО;планы действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС;планы основных мероприятий и др.; ОПЕРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕрешения, приказы, распоряжения;рабочие картыи другие донесения, сводки, информации;отчеты, анализы, сводки;отчетные и другие картыи другие Виды планирования и основной перечень документов Перспективное (10-15 лет):- концепции развития, целевые программы; научно-технические программы и долгосрочные планы.Оперативное (до 1-5 лет): 1. Долгосрочное оперативное (до 5 лет):- План действий по предупреждению и ликвидации ЧС.- План службы по обеспечению мероприятий по защите от ЧС.- План работы эвакуационной комиссии.2. Среднесрочное оперативное (до 1 года):- Планы работы КЧС, органов управления по делам ГОЧС на год.3. Краткосрочное оперативное (текущее):- Планы работы КЧС, органов управления по делам ГОЧС на месяц- Постановления, приказы, распоряжения Спасибо за внимание!