Урок-презентация по биологии Кто самый главный в организме человека


УРОК – ПОВТОРЕНИЕ по анатомии человекаучитель Пушкинского лицея экономики политики и праваБольшова Н.И.Кто самый главный в организме человека? Цель: обобщить знания учащихся по изучению строения человеческого теле.Задачи:Образовательная:● продолжить формировать представление учащихся об организме как целостной системе;● одновременно показать, какое значение имеет каждый орган в этой системе.- Здоровьесберегающие:● учащиеся должны понять и усвоить, что организм каждого человека система целостная и требует к себе внимательного отношения.Развивающие:● формировать познавательный интерес к своему организму;● продолжать развитие мыслительный операций, таких как анализ, обобщение, логика.Тип урока: обобщающийФорма урока: лекция-презентацияr





Пришел из школы ученик, Безумно он устал, Прилег тихонько на диван И вскоре задремал Кто самый главный в ежедневной человеческой работе,Кто организм ведет на подвиг и на бой.Ослабла органов привычная работа,И диспут начали они между собой: Сначала сердце из груди пролепетало:- Я самым главным в жизни человека стало,Я сутками в единственной заботе,Качаю кровь я, непрерывно я в работе.Я совершенней современного мотора,Мечта я инженерной мысли, человека я опора.Устроено я прочно, сложно:Артериальную с венозной кровьМешать мне не положено.Поэтому я на две части вдоль разделено,А створчатые клапаны так регулируют движение: Кровь только от предсердий в сторону желудочков течетИ никогда наоборот.А из желудочков в артерии лишь можно,Обратный путь ей полулунный клапан закрывает осторожно.Три фазы различаются в моей работе:Сначала сокращаются предсердия… зачем? Сейчас поймете:Они в желудочки выбрасывают кровь,Затем последует желудочков мгновенно сокращение,Они с большою силою в артерии направят кровь,И после паузы все повторится вновь.Когда хозяин делает зарядку,Копает или поливает грядку,Я сокращаюсь учащенно,Во время сна я более спокойно.Еще сильней стучу я от волнения,От страха и плохого настроения, В литературе органом любви слыву,Но это сплетни, вы не слушайте молву.Я обеспечиваю человеку жизнь,Он без меня…» И лишь аорта выступила громко:- Я самый главный и ответственный сосуд,Ну, билось бы, ты, день и ночь без толку,На что б энергия твоя пошла,Если б ни я и ни мои друзья.Я разбросала вены и артерии по телу,Они все служат человеческому делу.Разносят кровь они по замкнутым кругамВ обиду их я никому не дам.Круг малый кровь от сердца забираетИ в легкие ее без остановок доставляет,А круг большой опутал тело все.От сердца кровь всем органам несет. «Ну, милое, держись», - вдруг зашипели все сосуды тонко. «Артерии. Мы стенки толстые имеем,В них даже мускулов есть слойЧтоб кровь текла в них с силою большой».«Мы, вены, кровь несем мы к сердцу непременно,Кровь медленнее в нас течет,Но все-таки всегда вперед,Назад идти венозный клапан не дает».«А мы – малюсенькие капилляры,Нас в теле человеческом немало,Его пронизываем мы подобно тонкой сеткеИ в каждый орган попадаем метко».Сама я прочная и эластичнаяДавление выдерживаю крови я для человека, даже непривычное,Я под напором кровь от сердца забираюИ по артериям ее распределяю. Но вдруг ехидно кровь сказала:Я ж вся из плазмы состою,Которая включает в себя воду.Затем белки, жиры и углеводы,И главное белок – фибриноген,Который превращается в фибрина нити,Да, вы об этом сами кальций и витамины К спросите,Они участвуют в важнейшем превращенииИ образуют тромб, чтоб не было кровотечения.- Чтоб сердце по сосудам гнало,Если б меня не стало вдруг?Наверно воду из-под кранаОно вгоняло б в каждый круг. Я армию помощников имею,Я как волшебница, как фея,Эритроциты мне окраску красную дают,Они белок гемоглобин в себе несут,.Как только к нам бактерия заглянет,Вмиг лейкоцитов стенка встанет,Свирепое имею войско я.А он активно присоединяет кислород,И организм его всем раздает Их очень Мечников ценилТеорию фагоцитарную он разработал,В ней описал подробно их работуИ все на группы разделил.Открыл он фагоциты – клетки-пожирателиИ лимфоциты – антигенов отыскатели,Которые за холку антиген хватаютСигнал специальный всем собратьям лимфоцитам посылают.Те начинают выдавать антитела,И антигенам сразу смерть пришла.Я связываю клетки все друг с другом,Несу им пищу, кислородИ вывожу токсинов тысячи, газ углекислый… - Прекрасно это, - легкие сказали,Но где б вы, кровушка. Для тела кислород достали,Когда бы ни моя работа…И день и ночь я добываю кислородИ СО2 гоню наружу прочь.Мы очень нежные и хрупкие создания,Из тысяч тонких альвеолСвое мы выстроили здание.По принципу диффузии мы поглощаем кислород,Его где меньше, он туда идет.Мы насыщаем, кровушка, Вас кислородомИ делаем артериальной васПри каждом вздохе забираем углекислый газ,При выдохе его выкидываем вам,Чтоб организм не отравлял он нам.В нас воздух постоянно обновляется,Ритмично это очень получается,Нам помогает в этом деле диафрагмаДа и межреберные мышцы здесь работают исправно. И полость носа вдруг сказало громко:- Ведь подготовить для дыхания воздух – дело тонкое,Его я от микробов очищаю,Затем его я согреваю, увлажняюИ лишь потом его я к легким пропускаю.А, вобщем, я большой эстетПо запахам специалист отменный,Я свежее от порченного быстро отличуИ в мозг сигнал тревожный я пущу.Люблю вдыхать я аромат цветов,Духи французские я обожаю,Огромное количество веществ я различу,Красиво в человеке жить хочу». Заволновались органы пищеварения,В желудке началось бурленье.В кишечнике скопленье газов началось, И ротовая полость задала вопрос:- А что б вы делали без нас?На что б расходовался газ?Ведь только я продукты принимаю,Зубами тщательно их измельчаю,Слюнные железы, спасибо им, подругам.Они всегда сплоченным выступают кругом,Слюну ежеминутно выделяютИ пищу ею омывают.«А без меня какая жизнь,- сказал язык,Перебивая ротовую полость,Я пищи вкус определяюНевкусное и горькое наружу отправляю,На мне сосочков вкусовых ну прямо тысячи,Сторонник я здоровой вкусной пищи.Ну а еще я пищу и перетираю,Затем ее в комок я превращаюИ прямо к глотке я ее толкаю.Процесс жевания очень важен,Жевать раз тридцать надо, скажем,Чтоб пища через глотку в пищевод свободненько прошла,В желудке место чтоб она нашла.Еще люблю поговорить я очень,Но афоризм «Язык мой – враг мой»Не одобряю между прочим.Ведь говорю я под контролем мозга,Лишь он дает команду, что болтать мне можно. Зато желудок смачно пробасил:«Я помолчать бы всех просил,Я самый важный в организме человека,Его кормлю я в век из века.Вот мне доставил пищу пищевод,Авральная работа у меня сейчас пойдет.И только пищевод ни слова не сказал,Свое значение в жизни человека он прекрасно понимал.Все клетки внутреннего слоя я мобилизую,Они работу проведут большую.Желудочный я выделяю сок,Чтоб пищу переваривать он мог,Содержит он ферменты, кислоты солянуюЧтоб пищу делать быстроусвояемой.Мой средний слой из гладких мышц,И постоянно ими я играю,И пищу я мешаю, в кашицу превращаюИ полупереваренную я ее в кишечник отправляю. И вдруг промолвил чей-то голос тонко:«Желудок, не баси так громко,Ведь, знаешь, без меня вам всем хана,А пища полупереваренная просто не нужна.Я выполняю очень важную и тонкую работу,Сок поджелудочный и печень проявляют обо мне заботу,С их помощью я перевариваю все:Белки, жиры и углеводы,Во мне пищеварения сложное идет,Белки дроблю я до аминокислот,Крахмал весь до глюкозы распадается, А жир до глицерина и кислот,Которые в науке жирными считаются,Я выпускаю на свободу молекулы питательных веществЧтоб накормить вас всех,И неужели это непонятно, просто смех». Инертно тонкая кишка сказала:«И все-таки твоей работы мало,Я перевариваю пищу окончательно,И в растворимой форме отправляю ее в кровь,Чтоб человек питался вновь и вновь.Я просто бархатная изнутри,На мне ворсинки густо возросли,Все однослойным эпителием они покрыты,В них капилляры и сосуды лимфатические скрыты.Глюкоза с аминокислотами в кровь поступает.А та их скорехонько в печень несет,Продукты распада жиров эпителий сперва поглощает,И жир специфический для человека он сам создает,Затем этот жир поглощает сосуд лимфатический,А эти сосуды работу ведут атлетическую,Они как фильтры часто выступаютИ жир с подкожную клетчатку доставляют.И лишь потом он в печень держит путь,Есть жира много вредно – не забудь», Тут печень вдруг заговорила:«Все ваши споры – очень мило,Но самая большая железа – ведь это я,И без меня вы никуда, друзья.Я с веной воротной работаю в контакте,Но встречи с ней мне не всегда приятны.Конечно, много ценного несет она,Но ведь бывают никотин и алкогольВсе это причиняет мне, конечно, боль.Еще глюкозу контролировать необходимо,Ее излишки превращаю в гликоген – соединение нерастворимое.И если вдруг глюкоза в дефиците,Пожалуйста, ее из гликогена получите.Процессами биохимическими я пронизана,Порой работу выполняю очень низменную,Я от токсинов человека ограждаюСама циррозом от различных ядов я страдаю». «Ну, хватит, матушка-печеночка, болтать,Пора и мне все о себе сказать.Я выполняю очень грязную работуИ проявляю о сохранности воды заботу,Ее назад я отправляю в кровьИ формирую каловые массы,Чтоб все отходы в унитаз выбрасывать.И если вдруг запором вы страдаете, Страшней болезни нет, вы это знайте,Токсины и отходы отравляют человека,И помните: запор сегодня – болезнь века». И вдруг костями загремел скелет:«Подумайте вы, чудаки, что в теле меня нет,Представьте без скелета тело,Оно безвольно б на пол полетело.Я форму человеку придаю,Для этого из множества костей я состою. Различны кости по длине и форме,И все они для человека и удобны и комфортны. Вот череп мой, как твердый коробок,Чтоб мозг там сохранился и чтоб думать мог.Все кости мозговой коробки неподвижныКрая их очень тесно сближены.Лишь челюсть нижняя подвижна, между прочим,Она должна жевать и говорить,Важна ее подвижность очень. Весь позвоночник состоит из позвонков,Которые соединены хрящем полуподвижно.Поэтому и наклониться человек всегда готов,И ребра при дыхании поднимаются возвышенно.Подвижно кости соединены суставом,В сустав обычно входят кости две иль три.Сустав заполнен жидкостью внутриА сверху прочно связками покрытВесь в сумке суставной лежит.Все кости друг от друга отличаютсяТак как для разных дел они предназначаются. Из кости плоской череп и лопатка состоят,А кости длинные в конечностях стоят.Строение костей рационально очень,Они легки, прочны, надкостницей покрыты между прочим,Рост в толщину она дает,Срастание при переломе при ее участии идет.В длину растут за счет хрящей,Они ж функционируют лишь у детей, У взрослых их работа замирает,Ткань костная хрящи те вытесняет». Вдруг мышечная ткань заговорила:«Ведь мы тебя подвижным делаем, скелет,Без нас ты простоишь как статуя десятки лет.Лишь мы тебя в движение приводим, Тебя мы спать кладем и на прогулку водим.Мы улыбаемся приветливо друзьямВрагам мы мину устрашающую корчим,И бегаем и прыгаем мы между прочим.И нас важнее ничего у человека нет,Так что не прав ты, брат-скелет». Истошно завопили почки:«Вы доведете нас до точки,Все главные и все важны,А мы, выходит, не нужны,На самом деле все наоборот,Мы всех главнее – вот!Токсины мы выводим, соли,Процессы очень важные идут в нефронеМы дважды соль фильтруем в организме,Следим за разделением веществ,Мы удаляем разные излишкиКоторые приносят человеку вред». А коже нежно прошептала:От ваших споров я устала.Я человека крепко обнимаю,От повреждений разных защищаю.Чувствительна я к разным изменениямБоль чувствую, температуру и прикосновения.Перегреваться человеку не даю,Участвую в обмене газов,Не скажешь обо мне все сразу.Вообразите все, без дураков,Без кожи будет человек каков?» Сверкнул белковой оболочкой глаз:«Чтоб делал человек без нас? Мы вводим его в круг любых событий,Мы делаем различные открытия,Опасность видит он чрез насИ уровень культурный повышает, Читает книги и учебники читает.Предметы видит и цветы,Картины разной красоты,Любуется природой и луной,Без нас ведь человек слепой». И уши вдруг задвигались слегка,Заговорили уши свысока:« Мы оживляем мир для человека, Он моря слышит шум и щебетанье птиц,Поленьев треск и современный твист,Аккорды Баха, вальс Шопена,А главное, он речь воспринимает,Слова друг друга человек лишь понимает». Откуда-то вдруг сверху донеслось:«Я, между прочим, человека мозг,Я возглавляю нервную систему.Работаю я день и ночь бессменно,Я связь держу меж человеком и природойИ связываю органы между собой.Могу я распознать предмет любой,Накапливаю и храню я информациюИ выведу я человека из любой плачевной ситуации. Система нервная устроена непросто:Она на два больших отдела распадается,Один из них «Центральный» называется,Так это я и мозг спинной,Периферический отдел второй.Работаем мы с мозгом со спинным в контакте,Но каждый функции свои несет.Спинной две четко выполняет:Их рефлекторной и проводниковой называют.Рефлексов безусловных центры он имеетИ за работу разных органов радеет.Отходит очень много нервов от него,Не ускользает от его вниманья ничего. Периферический включает два отдела:Вегетативный, работает он автономно,Командует он органами тела.Еще отдел есть соматическийПодвластен воле человека,Он управляет мышцами скелета.Сам состою из нескольких отделов я. Огромный самый – полушария,Они глубокие извилины имеют,Покрыты сверху серым веществомВнутри имеют ядра из него.Кора и ядра – главное во мне,Они контролируют органы все,С корой человека сознание связано.Коре тело памятью, речью, мышленьем обязано! Проснулся отдохнувший ученик, Достал из рюкзака он свой дневник,Определил, какие следует учить уроки,Какие рефераты не готовы к сроку.Мозг заработал очень интенсивно,И ручку руки взяли, но не очень сильно.Глаза страницу за страницею учебник поглощали.Все органы работали, усталости не знали. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: