Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения пространственного восприятия


Логопедическая работа с детьми, имеющими несформированность зрительно-пространственного восприятия Вешнякова Т.В. - учитель – логопед МАОУ«СОШ №83» г.Перми Важно знать: (с) Степанова О.А., 2007 * При поступлении в школу: около 35% детей 6 - 7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия более 70% детей 6 - 7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсомоторных координаций) более 30% детей 6 - 7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений М.М.Безруких, 2004 (с) Степанова О.А., 2007 * Причины несформированности школьно-значимых психических и психофизиологических функций функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга Нарушение координации в деятельности разных зон коры головного мозга,совместно отвечающих за ту или иную функциюОтсутствие необходимого и достаточного опыта деятельности, в которой та или иная функция тренируется Перспективный план работы с учащимися 1 класса  I этап (диагностический – до 15 .09)Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи, лексики и грамматического строя. Исследование процессов чтения и письма. Логопедическое заключение.      II этап (подготовительный) –сентябрь-октябрь Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).Развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка. Использование упражнений по развитию мелкой ручной моторики. Параллельно психологом ведётся работа на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности. Зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления Дифференцированность восприятияАналитичность восприятияКонкретность восприятияПрогностичность восприятия Дифференцированность восприятия Развивать дифференцированность восприятия.Классификация букв алфавита по количеству элементов, их форме, расположению в пространстве.Умение находить общее и различное. Задания на развитие дифференцированности восприятия Копирование с образца по клеткамГруппировка букв по количеству элементовГруппировка букв по направлению (право-лево)Группировка букв по формеОпределение букв с общим элементомЗвуковая кодировка слов (хххх – трон) Аналитичность восприятия Развивать аналитичность восприятия.Развивать умение учащихся видеть предмет со всех сторон, анализировать в системе.Развивать умение видеть и выделять в предмете существенное и несущественное.Учить анализировать буквы в системе. Задания на развитие аналитичности восприятия Определение буквы по описанию её элементов и их расположению;Установление последовательности фигур, букв (а в д ё…; з к н р …; смитсмитсм ? тсми смит;Составление из букв слова других слов (воскресенье – сено, кровь, сок, осень …)Определение слов, которые нельзя составить из слова «отражение»: трон жетон река рот нора енот тортСоставление слов из букв или слогов (у л к – лук, ватык – тыква …) Конкретность восприятия Развивать умение видеть изменения, которые происходят с предметом в результате. добавления, убавления, перестановки деталей.Развивать умение видеть новое на основе понимания того, как оно появляется.Закрепление знания алфавита и формирование навыков грамотного письма Задания на развитие конкретности восприятия Развивать умение учащихся видеть изменения в предмете, букве, слове, предложении.Добавление недостающих элементов букв.Добавление или убавление букв в слове ( вол-волк, крот-рот). Прогностичность восприятия Развитие прогностичности восприятия.Развивать умение учащихся восстанавливать недостающую часть слова, фразы, текста. Задания на развитие прогностичности восприятия Дополнить слоги до слова: ра …(кушка), ..че.. (ученик), ….яц (месяц).Дополнить фразу: Настала зима и ….. . ….... и мы взяли зонтик.Закончить связный текст: Кот Пушок большой проказник. Он заметил на дереве гнездо. Там были птенцы. Пушок залез на дерево, но …… Глоссарий М. Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.Вортопетова Г.М. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация. Новосибирск, 1997.Лейло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. Москва, 2001.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. Москва, 2000.Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. Москва, 2001.Степанова О.А. Программы развития основных школьно-значимых психофизиологических и психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2007Ундзенкова А. Колтыгина Л. Звукарик. Екатеринбург,2011Лейло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия., Дрофа, 2001