Презентация для учителей русского языка и литературы Духовно-нравственное воспитание и развитие ребёнка на уроках русского языка и литературы


Духовно-нравственное воспитание и развитие личности ребёнка на уроках русского языка Учитель русского языка и литературы, педагог-психолог МБОУ СОШ №64 г. Новосибирска Миронова М.А. Актуальность темы ФГОС ООООбеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования. Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина Под духовно-нравственным воспитанием и развитием будем подразумевать содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни Цель педагогической деятельности Средствами русского языка способствовать формированию личности ребёнка, ориентированной на устойчивое развитие, обладающей способностью к самосовершенствованию, способной принимать решения и брать ответственность за своё нравственное и физическое здоровье. Задачи:  -работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению;-выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося;-способствовать формированию осознанности действий — механизма соотнесения своих действий с морально-нравственными принципами общества;-овладевать современными технологиями обучения, в том числе информационно-коммуникационными Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках развития речи Основным условием духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, осознание себя как человека, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутренних состояний, формирование системы ценностей. 5 класс Осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности Сочинения-миниатюры : «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?» Творческие задания: «Рассказ от лица другого»,  «Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?» , «Я бездомная собака» и т. д. Предполагаемый результат Развитие душевной чуткости, эмпатии.Преодоление «отчуждения» знания.Переоценка собственного поведения и отношения к окружающим. 6 класс Написать рассказ о самом себе с элементами самоанализа «Когда я был маленьким» «Случай, ставший уроком» «Моё открытие» Сочинения-перевоплощения«Я — последний осенний листок» «Я — летний дождь» Предполагаемый результат Выполнение данных этюдных работспособствует самопознанию подростков. Даёт возможность ребёнку поразмышлятьо своём месте в мироздании, развивать общее духовное мироощущение 7 класс Написание сочинений- рассуждений «Моё Я такое разное», «Я — умный», «Я как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?», «Случай, ставший уроком», «Кого я вижу в зеркале?» Предполагаемый результат Концентрация внимания ребёнка на различных сторонах осмысления собственного Я. Осознание нравственных категорий, их значение для человека. Ориентация на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу. Формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта Работа со словарями. Работа со словарями — этимологическим, орфографическим, фразеологическим, словарём синонимов и др Обращать внимание учащихся на богатство и высокую духовность русского языка, акцентировать, что некоторые слова русского языка не переводятся ни на один язык мира , например: добродетель, доблесть, благодарность. Подбор текстов Использование текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей жизни. Притча Какого волка ты кормишь?Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь... Синонимы, антонимы Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему. При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность нравственного понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными ему. Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, сочувствие, нежность , любовь, сердечность, сочувствие , миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т. д. Как слово наше отзовётся… Источники информации РУДАЯ ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛОВЕСНОТВОРЧЕСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»childpsy.ru›Диссертации›id/19571.php «Великая тайна воды»  на Video.yandex.ru stsh15.ucoz.ru›…dukhovno_nravstvennoe…na_urokakh…5 Спасибо за внимание!Учитель русского языка и литературы, педагог-психолог МБОУ СОШ №64Миронова М.А.