ПРезентация Контрольно-оценочная деятельность как основа формирования самостоятельности младших школьников


КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Лазарева Л.А.учитель начальных классовМБОУ «СШ№8»г. Нижневартовск В связи с тем, что  в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих  учащихся в контрольно-оценочную деятельность, ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1 этап – (1 класс) Переходный от дошкольного к школьному образованию2 этап ( 2 – 4 классы)Совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества3 этап ( 4 – 5 классы)Переходный от начальной к основной школе(рефлексивный этап) ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ (ОПРОСНИК Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ) ответы: «да», «нет» или «не знаю»1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).4. У меня отсутствует уверенность в себе.5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).6. Временами я чувствую себя никому не нужным.7. Я все делаю хорошо (любое дело).8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).9. В любом деле я считаю себя правым.10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе. Меня мало беспокоят возможные неудачи.13. Я думаю, что успешному выполнению мной поручений или дел мешают различные непреодолимые препятствия.14. Я редко жалею о том, что уже сделал.15. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.16. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.17. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.18. Мне чаще везет, чем не везет.19. В жизни я всегда чего-то боюсь. ОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА «ДВОЙНАЯ ОЦЕНКА» Первая оценка – за грамотность, верное выполнениеВторая оценка – за общее впечатление, аккуратность4/5 СЛОВЕСНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Умница! Молодец! Отлично! Хорошо!Ты был прав! Согласен с твоим решением!Ты выбрала интересный подход к заданию!Я уверена, что у тебя все получиться!Ты хорошо потрудился! ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Волшебные линеечки» 1. Маша и Миша решали примеры. Маша Миша 10+30=40 10+20=12 20+50=70 30+40=34Обсудите с соседом по парте: кто из ребят решил примеры правильно? Выберите правильный вариант. Объясните свой выбор.2. Запишите выражения, найдите их значение.60+30 40+20 10+50Сравните с эталоном.Заполните оценочный лист. ЗАДАНИЕ ЭТАЛОН 2. 60 + 30 = 90 40 + 20 = 60 10 + 50 =60 1. Маша10+30=4020+50=70 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «Бальная система» Задание Ира и Ваня отвечали на вопрос: «Что такое предложение?» Ответ Иры: Я знаю, что предложение это: законченная мысль; все слова в предложении связаны по смыслу; запись предложения начинается с большой буквы; в конце предложения ставится: . ! ? Я знаю, что предложение это: законченная мысль; предложение состоит из слов; запись предложения начинается с большой буквы; в конце предложения ставится . ! ? - Кто из ребят прав? - Обсуди с соседом по парте. Ответ Вани: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Оценка:«+» «-» 1. Правильно ли поняли задание. 2. Согласовали свои действия. 3. Выбрали правильный ответ на вопрос «Что такое предложение?» 4. Правильно записали предложения. ВЫВОД: Или ! – верно ? – остались вопросы, были неточности … - есть дополнение, ответ неполный Оценочный лист «Знаковая система» ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «СТРЕЛОЧКИ» Планируемые результаты Самооценка Оценка учителя Умение писать суффиксы -онок, -ёнок Умение определять границу «знаю», «не знаю» Умение определять тему, цель урока Умение выбирать и планировать действия Умения группировать слова по принципу «один-много» Умение работать в паре Умение писать слова с суффиксами ек, ик Умение сравнивать с образцом Умение работать по алгоритму Задание с подсказкой Разворчался старый дед:«Доживёшь вот до ста лет!»Внук ответил: «Никогда!Буду молодым всегда!»Петя пил чай ледянойИ теперь лежит больной.Если б пил компот сливовый,Был бы, как Степан, здоровый.Долго рисовала ДашаПтиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело;«Ворон – чёрный, голубь белый!» Вышел в поле храбрый рыцарь,Может он с любым сразиться,А трусливого зайчонкаНапугает и девчонка.Вася птичкам сыплет крошки.Жору все боятся кошки –Он гоняет их метлой.Вася – добрый, Жора- злой!За высоким за заборомМожно спрятать даже гору,А за низеньким, увы,Виден каждый пук травы. РАБОТА В ПАРЕ Оценочный лист («Данетка») Вопросы для самооценки Оценка 1. Правильно поняли ли задание? 2. Договорились: как выполнять задание? 3. Правильно выписали из текста слова-антонимы? ВЫВОД: задание выполнили успешно! ДА Есть ошибка НЕТ Заполните оценочный лист РАБОТА В ПАРЕ ПРОСТРАНСТВО КЛАССА Стол заданий Time Out Место сомнений(памятки, алгоритмы, справочный материал) Место на оценку Работа над ошибками Стол помощников ПРОВЕРЬ 4-2 3+1 6-1 5-1 5-4 1+3 2+1 2+2 3-2 1+4 3+1 4+1 5-3 3+2 5-2 6-1 4-3 2+3 4 5 8 < 10 9 > 7 7+1>6 8-1=7 3+2 >4 1+3 <5 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «СВЕТОФОР» № зада-ния Я УМЕЮ Самооценка 1 Определять порядок чисел при счёте 2 Получать предыдущее из следующего за ним 3 Решать примеры на основе знания состава числа 4 Решать задачи 5 Решать примеры на «+» и «-» чисел1,2,3 6 Сравнивать числа в пределах 10 выполнил правильно выполнил с ошибками выполнил неправильно ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «СУЖДЕНИЕ» Орфограмма Общее количество слов Количество правильных написаний Количество ошибок Самооценка Безударная гласная в корне 10 8 2 СправилсяНе справился ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Достиг поставленной цели+ Работал самостоятельно- Выполнил дополнительное задание+ Использовал личный опыт+ Работа выполнена аккуратно+ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ «РАДУГА» Все ответы верны - все цвета радугиБольше верных ответов - яркие цветаБольше неверных ответов - темные цвета(Словарь, математический диктант, ответы за урок) СИГНАЛЫ «ДНЕВНИК ДОБРЫХ ДЕЛ» Напиши комплемент своему одноклассникуПожелай удачи в работеПохвали соседа за партой «ГОРЯЧИЙ СТУЛ» Оцени работу одноклассникаДай совет соседу по партеСамокритика, проанализируй свой день ПООЩРЕНИЕ Подари звезду за правильный ответ, активную работуНагради медалью рекордсменаОпредели свое место по усвоению материала ПОРТФОЛИО  способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период  Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.Для этого необходимы разные виды оценивания, чтобы не было жестких рамок и каждый ребенок мог получить положительную оценку, стать успешным. Спасибо за внимание!Творческих успехов!