Презентация по теме самообразования Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС


Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОСРаботу подготовилаУчитель начальных классовМоисеева Н.П.2015г В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемыспокойно принимать их и самостоятельно решать


В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач» Актуальность выбора темы:Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школеРегулятивные УУД:понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.Познавательные УУДрешать учебные проблемы, поставленные самостоятельно;следовать инструкциям.

Цель необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Самоорганизация - свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства. Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника: - умение определять цель учебного задания;- умение планировать учебное задание;- умение целесообразно выполнять учебное задание;- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

Основные этапы развития самоорганизации у детей:Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации. Например подготовка к уроку, дежурство…).

•анализа ситуации, выявления проблемы, обнаружения противоречия; (например, на уроке ученик нашел у себя в работе или в материале учителя и учебника анализирует её, выявляя проблему, обнаруживая противоречие к ранее полученным знаниям)•определения стратегии (куда двигаться) и постановка цели (чего достичь); •разработка плана действий и поиска получения информации;К 3-ему, 4-ому году обучения•организация и осуществление запланированной деятельности;•подведение итогов и анализа эффективности деятельности.


Развитие навыков самоорганизации: Распорядок дня. Четкий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Планирование Хорошо организовать себя помогает заблаговременное планирование. Можно планировать на один день, на целую неделю, на каждые выходные и т.д.  При этом не рекомендуется:Планировать время без участия ребенка. Даже если ребенок дошкольного или младшего школьного возраста. Для эффективного тренинга самоорганизации необходимо, чтобы сам ученик принимал участие в планировании, выражал свои пожелания, вносил уточнения в график и пр. Крайние срокиДля эффективного выполнения работы или проекта (написание реферата, создание презентации и пр.) хорошим способом является определение - крайнего срока сдачи. Для стимулирования деятельности можно визуализировать эту дату (например, выделить на настенном календаре) или выставить напоминания на гаджете.

Поэтапное выполнениеЭто еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы. Порядок и примерСобственный примерРазвитие навыков самоорганизации:
Особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определёнными мотивами. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения. Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникших трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы. Самостоятельное усвоение нового материала оказывает неоценимую помощь в развитии познавательной деятельности младших школьников. Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом. Наши задачи состоят в следующем:Создавать условия для того, чтобы дети с удовольствием занимался изучением явлений природы и исследовали различные технические проблемы;Помочь детям поверить в свои способности к исследованию и пониманию изучаемых проблем;Заложить у детей основы научного мышления и умения проводить собственные исследования;Развивать умения обсуждать естественнонаучные и технические вопросы;Познакомить детей с основами научной деятельности и методами экспериментальной работы;Научить выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования своих предположений и объяснения природных явлений. Приемы, способствующие развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессеЗащищает свое мнение;Задает вопросы;Помогает другим учащимся при затруднениях;Выполняет задания с дополнительной литературой;Ищет несколько решений поставленной задачи;Выбирает задания из поисковых и творческих задач;Осуществляет самопроверку, анализ собственных действий «Портрет выпускника начальной школы» владеет способами самообразования и самоорганизацииДля овладения этого способа в своей работе использую:Проектная деятельность  Применяю приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.Информационно-коммуникативные технологии Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Технология проблемно-диалогического обучения При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения).Включение проблемных заданий в самостоятельную работу с учетом дифференцированного подхода.Русский язык. Тема: «Слова, обозначающие предметы, признаки, действия»На доске слова: воробей, шустрый, летать, артист, известный, выступать, заяц, косой, убегать.Задания по уровням.Высокий уровень. Распредели слова по группам, запиши каждую группу в отдельный столбик.Средний уровень. Раздели слова на группы по вопросам.Низкий уровень. Вопросы – какой? кто? Что делать? Формирование высококультурной личностиГлавная функция самоорганизации