Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС


Учитель начальных классов Греховодова Д.В.Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС Актуальность избранной темы В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности.
Цель Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Самоорганизациясвойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
Умения самоорганизации учебной деятельности школьника: - умение определять цель учебного задания;- умение планировать учебное задание;- умение целесообразно выполнять учебное задание;- умение контролировать ход и результаты учебного задания;- умение оценивать ход и результаты учебного задания. Задачи формирования самоорганизации у школьников развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Основные этапы развития самоорганизации у детей:       Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.      Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Здесь, как пример,  работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.        Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации). Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других. Самостоятельные работы учащихся направлены на решение специальных дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на осмысление их, на упрочение умений и навыков. Виды самостоятельных работ могут быть различными:•         самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;•         наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;•         наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;•         составление программы действий по применению правила;•         изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);•         рецензирование устного или письменного ответа товарища.Важно соразмерно и целесообразно сочетать воспроизводящие и творческие самостоятельные работы. Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.  Спасибо за внимание !